Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


15.09.2016 / Татьяна Филиппова
Источник: mba.su

МВА-2016 в зеркале Народного рейтинга российских бизнес-школ

Седьмой год портал «МВА в Москве и России» (www.mba.su) проводит масштабное анкетирование выпускников программ МВА российских школ бизнеса. Цель исследования - изучение пользы, которую извлекли менеджеры из обучения бизнесу и менеджменту в своих школах бизнеса. Это важно, поскольку вопрос об эффективности обучения в бизнес-школе сильно запутан, и разобраться в том, что представляет собой программа МВА и зачем нужно учиться бизнесу, довольно непросто.

В СМИ можно встретить весь спектр мнений об МВА: от ярого неприятия до безоговорочно восторженного. Время показало: тема МВА в России никого не оставляет равнодушным; даже ярые оппоненты не прочь поэксплуатировать бренд МВА путем прибавления к этой аббревиатуре всякого рода приставок (-mini, -anti и др.). Другие не оставляют попыток убедить всех, что «МВА ничего не дает» и дни этой программы сочтены. К счастью, попытки похоронить МВА уже лет шестьдесят не заканчиваются ничем.

С нашей точки зрения, компетенции и возможности выпускника МВА лучше всего можно понять, только самому отучившись на этой программе. По крайней мере, подавляющее большинство тех, кто прошел школу МВА, считают этот период жизни одним из самых значительных, а опыт - очень полезным. Поэтому обратимся к первоисточнику - мнению самих МВА.

В 2016 году были проанализированы онлайн-анкеты свыше 900 выпускников МВА 2012-2014 годов выпуска. Выпускники отвечали на вопросы, характеризующие организацию учебного процесса в бизнес-школе и главное - результат обучения. Прошедшее время после завершения обучения на МВА (2-4 года) позволяет более объективно оценить рост доходов. Однако результат не всегда сводится только к росту доходов; важно и карьерное продвижение, и деловые связи (которые часто приводят к росту доходов), и собственное личное и профессиональное развитие. Онлайн-анкетирование проводилось на портале «МВА в Москве и России» с февраля по июнь 2016 г.

На основе результатов анкетирования был составлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса и прослежены основные карьерные траектории до и после МВА, выявлены средние значения роста дохода.

Как показали опросы, большинство выпускников бизнес-школ составляют мужчины (53% до 89%); в школах бизнеса с преимущественно, более молодой аудиторией доля женщин выше. Средний возраст получения степени МВА для владельцев бизнеса составил 36 лет, менеджеров высшего звена - 35 лет, менеджеров среднего звена - 34 и линейных менеджеров (специалистов) - 33 года.


В последние пять лет отечественные бизнес-школы в большей степени ориентировались на менеджеров 25-35 лет. Исследование показывает, что возрастная группа 36-40 лет на МВА составляет почти треть, а менеджеры возрастной группы 41+ численно лишь немного уступают молодым менеджерам. При этом на программах МВА с дистанционной компонентой доля менеджеров старшей возрастной группы выше, что не только отражает занятость зрелых менеджеров, но и говорит о большем психологическом комфорте при обучении в сравнении с программами очных форматов, на которых большинство составляют более молодые слушатели.

Большинство выпускников (71%) бизнес-школ решило получать бизнес-образование, работая на позициях менеджеров среднего и высшего звена, а также - будучи владельцами бизнеса (10%). Через четыре года (два года обучения плюс два года после его окончания) доля менеджеров среднего звена уменьшилась на 19%. Соответственно, почти вдвое выросли доли менеджеров высшего звена (до 52%) и владельцев бизнеса (до 21%).

Карьера - доходы

В большинстве случаев выпускники МВА улучшают свою карьерную позицию, сопровождая ее увеличением дохода. В результате обучения 11% менеджеров среднего и высшего звена стали владельцами бизнеса.


Уровень дохода через 2 года после окончания МВА во всем мире является главным показателем эффективности обучения. Вопрос о реальном росте доходов российских выпускников МВА долгое время не находил адекватного отражения в СМИ по понятной причине нежелания российских менеджеров афишировать свои доходы.

Рост доходов неразрывно связан с карьерной траекторией выпускника МВА. Опросы показывают, что доходы менеджеров среднего звена после МВА, в среднем, выросли на 44%, менеджеров высшего звена - на 57%, владельцев бизнеса - на 96%. Даже в случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода на 29-54 %.


В среднем по школам бизнеса, выпускники которых приняли участие в опросе, рост их дохода через 2 года после окончания программы МВА составил 54%. Данные по школам бизнеса различаются, составы групп слушателей каждый год меняется, соответственно, величины дохода разнятся. Важнее, как сам выпускник оценивает рост своего дохода. Нужно иметь в виду, что представления о «хорошем доходе» у выпускников сильно разнятся. Нередки случаи, когда двухкратное увеличение дохода выпускники оценивают на «четыре».

Таким образом, впечатляющий карьерный рост для всех категорий менеджеров и увеличение их дохода являются однозначным ответом, для чего они получают бизнес-образование.

Личностное и профессиональное развитие

Нематериальные достижения в результате обучения не менее важны, чем карьера и увеличение дохода. Подавляющее большинство владельцев бизнеса (72%) отметили, что знания и навыки, необходимые для успешной работы являются главным результатом их обучения.


В дополнительных комментариях выпускники часто указывают, что программа МВА стала одним из самых важных шагов в их жизни.По их мнению, обучение на МВА дало:

  • «переосмысление жизненной позиции и главной цели, понимание основных бизнес-процессов»
  • «расширение горизонта стратегического видения и мышления»
  • «общую структуру необходимых знаний и выявление узких мест в собственных знаниях для их дальнейшего развития»
  • «послужило отправной точкой для нового витка саморазвития»
  • «веру в себя»
  • «самосознание и другой взгляд на происходящее»
  • «изменение мировоззрения»
  • «новое мышление, новое качественное восприятие и понимание бизнес-процессов»
  • «инструментарий для реорганизации компании»
  • «изменилось системное отношение к своей работе и оценке работе других»
  • «возможность объективно сравнить собственный уровень с коллегами из других компаний»
  • «новый взгляд на решение вопросов и построения в другом формате партнерских отношений на работе», «стимул для стартапа» и др.

Те, кого обучение на МВА не удовлетворило (таких -стандартные 2%), отозвались скептически - «теоретический обзор банальных теорий».

<Деловые связи

Хотя деловые связи в качестве главного результата обучения отметили всего 8% выпускников МВА, этот показатель с 2012 года вырос в два раза. Это говорит о том, что более молодое поколение менеджеров более активно взаимодействует друг с другом. С другой стороны, очевидно, что по мере роста числа выпускников бизнес-школ среди руководителей компаний общая степень лояльности к МВА и выпускникам бизнес-школ повышается.

****************

О рейтинге

Народный рейтинг российских школ бизнеса с 2010 года составляется порталом «МВА в Москве и России» на основе оценок выпускников МВА результатами обучения. Этот рейтинг назван «народным», поскольку участие в нем выпускников добровольное.

Информирование выпускников МВА об анкетировании происходит через ассоциации выпускников бизнес-школ, объявления в социальных сетях. Большинство российских школ бизнеса заинтересованы в объективной картине качества обучения и содействуют участию своих выпускников в опросе.

В рейтинге нет нескольких известных бизнес-школ, которые избегают участия своих выпускников в опросах, поскольку привыкли априори считать себя лучшими, благодаря раскрученному материнскому бренду или государственному пиару. Их можно понять: в подобной ситуации независимая оценка выпускников может не совпасть с продвигаемым имиджем.

Совокупно участники VII Народного рейтинга представляют более 90% российского рынка бизнес-образования, что позволяет составить достаточно полную картину российского МВА и составить интегральную оценка удовлетворенности выпускников бизнес-школ обучением на программе МВА.
Она формируется по четырем параметрам: «увеличение дохода», «карьерный рост», «деловые связи» и «личное и профессиональное развитие» по пятибалльной шкале от 1 (бесполезно) до 5 (максимальная польза).

Отличием методики определения результатов Народного рейтинга является прямой учет мнения выпускников МВА, не искаженный наличием разного рода коэффициентов или мнением тех, кто полагает себя экспертами по МВА. Итоговыми баллами по каждому параметру является его среднеарифметическое значение; никаких весовых или «экспертных» коэффициентов не вводится.
Для компенсации погрешностей, одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различаются между максимальным и минимальным результатом менее, чем на 0,03. Следует отметить, что суммы баллов у школ бизнеса в этом году стали значительно выше. Например, в прошлом году с суммой баллов 17.10 можно было пройти на второе место, в этом году - только на третье.

Long-list VII Народного рейтинга-2016 включал 41 бизнес-школу из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Иркутска. Short-list участников рейтинга формировался, исходя из минимального представительства выпускников - не менее 25 анкет выпускников МВА 2012-2014 гг. от школы бизнеса. В итоге, в Народный рейтинг 2016 года прошли 27 школ бизнеса.

ТАБЛИЦА VII НАРОДНОГО РЕЙТИНГА БИЗНЕС-ШКОЛ MBA.SU

***

Российские бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в опросе
на портале «MBA в Москве и России» в 2016 г.

1. Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета, (Иркутск)
2. Банковский институт НИУ ВШЭ (Москва)
3. Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли (Москва)
4. Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
5. Бизнес-школа МФЮА (Москва)
6. Бизнес-школа РСПП (Москва)
7. Бизнес-школа УрФУ (Екатеринбург)
8. Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород)
9. Высшая коммерческая школа (ВКШ) Всероссийской академии внешней торговли (Москва)
10. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (Москва)
11. Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
12. Высшая школа бизнес-информатики НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва
13. Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва
14. Высшая школа бизнеса Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань)
15. Высшая школа менеджмента НИУ-ВШЭ (Москва)
16. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
17. Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва)
18. Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва)
19. Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург)
20. Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (Москва)
21. Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)
22. Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ (Москва)
23. Институт менеджмента и маркетинга РАНХиГС (Москва)
24. Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (Москва)
25. Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС (Москва)
26. Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)
27. Международный институт менеджмента ЛИНК (Москва)
28. Московский государственный строительный институт (Москва)
29. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва)
30. Плехановская школа бизнеса «Integral» Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (Москва)
31. Стокгольмская школа экономики (Санкт-Петербург-Москва)
32. Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
33. Факультет общественных наук РАНХиГС, российско-британские программы МВА и ЕМВА с Kingston University (Москва)
34. Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС, Москва
35. Факультет «Международная школа бизнеса и мировой экономики» РЭУ (Москва)
36. Школа IT менеджмента РАНХиГС (Москва)
37. Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО (Москва)
38. Школа бизнеса «Синергия» (Москва)
39. Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
40. City Business School (Москва)
41. Moscow Business School (Москва)



 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования