Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Народный рейтинг российских бизнес-школ MBA.SU - 2015

     Шестой год портал «Москве и России» при поддержке ведущих кадровых порталов проводит масштабное анкетирование выпускников программ МВА российских школ бизнеса. Цель исследования - изучение пользы, которую извлекли менеджеры из двухлетнего обучения бизнесу и менеджменту в своих школах бизнеса. Это важно, поскольку вопрос об эффективности/ неэффективности обучения в бизнес-школе в нашем информационном пространстве сильно и не без причины запутан, и разобраться в том, что представляет собой программа МВА и зачем нужно учиться бизнесу, довольно непросто.

     В интервью и статьях можно встретить весь спектр мнений: от ярого неприятия до безоговорочно восторженного. Время показало: тема МВА в России никого не оставляет равнодушным; даже ярые оппоненты не прочь поэксплуатировать бренд МВА путем прибавления к этой аббревиатуре всякого рода приставок (-mini, -anti  и др.). Другие не оставляют попыток спросить «работодателей» зачем нужна им эта программа и ее выпускники. Под «работодателями» они чаще всего понимают  то эйчаров, то генеральных директоров, которые почему-то должны хорошо понимать квалификацию МВА.

     С нашей точки зрения, понять компетенции выпускника МВА хорошо можно, только самому отучившись на этой программе. По крайней мере, подавляющее большинство тех, кто прошел школу МВА, считают этот период жизни одним из самых значительных, а опыт - очень полезным. Поэтому обратимся к первоисточнику - мнению самих МВА.

     Еще с прошлого года школы бизнеса заметили, что поступающие на МВА отличаются от абитуриентов прошлых лет большей глубиной в сборе и анализе информации  о программах. Они дотошно выясняют,  как построена программа, насколько свежими являются рассматриваемые кейсы, какой практический бэкграунд у преподавателей, заявляемых бизнес-школой в качестве «практиков бизнеса» и др. Для большинства из них ориентиром и отправной точкой для сбора информации является независимый от школ бизнеса рейтинг.

     Портал «Москве и России»  (mba.su) и генеральный партнер Народного рейтинга, кадровый портал JOB.RU представляют оценку удовлетворенности выпускников бизнес-школ обучением на программе МВА по четырем параметрам: «увеличение дохода», «карьерный рост», «деловые связи» и «личное и профессиональное развитие» по пятибалльной шкале от 1 (бесполезно) до 5 (максимальная польза). Отличием методики определения результатов Народного рейтинга является прямой учет мнения выпускников МВА, не искаженный наличием произвольно вводимых коэффициентов и мнением эйчаров, руководителей и тех, кто полагает себя экспертами по МВА. Итоговыми баллами по каждому параметру является его среднеарифметическое значение; никаких весовых или «экспертных» коэффициентов не вводится.

     В 2015 году портал «Москве и России»  проанализировал онлайн-анкеты свыше 1440 выпускников из 11 городов России.

Выпускники отвечали на вопросы, характеризующие организацию учебного процесса в бизнес-школе и главное - результат обучения. Однако он не всегда сводится только к росту доходов; важно и карьерное продвижение, и деловые связи (которые часто приводят к росту доходов), и собственное личное развитие. Анкетирование проводилось на портале «Москве и России»  (mba.su) с середины февраля по конец июня 2015 г. Ассоциации выпускников МВА бизнес-школ провели среди своих членов анонсирование проводимого анкетирования.

     Результаты анкетирования в очередной раз дают прямой и исчерпывающий ответ на «вечный» вопрос многих СМИ - есть ли польза от МВА. Безусловно, есть! Подавляющее большинство выпускников МВА получают тот результат, за которым они пришли в школу бизнеса.  Начнем с дохода, котрый во всем мире является главным показателем, оценивающим результат обучения. Вопрос о реальном росте доходов российских выпускников МВА долгое время не находил адекватного отражения в СМИ. Рост дохода неразрывно связан с карьерной траекторией выпускника МВА.

Таблица 1

Должность

До МВА

После МВА

изм +/-

менеджер высшего звена

491

785

59.8%

менеджер среднего звена

633

413

-34.7%

владелец бизнеса

98

224

128.5%

линейный менеджер

220

51

-76.8%

Прочие

7

26

271.4%

 Очевидно, что большая часть слушателей МВА переходит на более высокую карьерную позицию: наиболее существенный карьерный рост происходит у менеджеров среднего звена. Опрос показывает, что например, доходы менеджеров среднего звена после МВА, в среднем, выросли на 75%, менеджеров высшего звена - на 83%. Существенно растет число владельцев бизнеса за счет менеджеров высшего и среднего звена, который, пройдя обучение на МВА, почувствовали уверенность в своих силах для начала собственного бизнеса.  Одновременно, часть владельцев небольших бизнесов переходит на позиции наемных менеджеров, также с увеличением дохода. Более высокий уровень дохода свидетельствует в этом случае о том, что переход состоялся в очень крупную компанию.

Даже в случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода на 43-56 %.

Таблица 2

Траектория: ( должность до МВА /должность после МВА)

Увеличение дохода
менеджер высшего звена/ менеджер высшего звена 56%
менеджер высшего звена/ владелец бизнеса 110%
менеджер среднего звена/владелец бизнеса 87%
менеджер среднего звена/менеджер высшего звена 96%
менеджер среднего звена/менеджер среднего звена 44%
линейный менеджер/линейный менеджер 43%
линейный менеджер/менеджер среднего звена 57%
линейный менеджер/ менеджер высшего звена 90%
линейный менеджер/ владелец бизнеса 98%
владелец бизнеса / владелец бизнеса 92%

В среднем по школам бизнеса - участникам рейтинга, рост дохода выпускников через 2 года после окончания программы МВА составил 65%. Данные по школам бизнеса различаются, однако их не стоит абсолютизировать. Важно учитывать, каким был стартовый уровень дохода, с которым менеджер пришел в школу бизнеса. Очевидно, что рост дохода топ-менеджера нефтяной компании даже на несколько процентов с лихвой перекрывает 100-процентный рост дохода у менеджера среднего звена малой компании. Состав групп слушателей каждый год меняется, соответсвенно, величина дохода каждый год разная. Принимая в виду сказанное, в Народном рейтинге важнее, как сам выпускник оценивает  рост своего дохода. Здесь также нужно иметь в виду, что представление о  хорошем доходе очень индивидуальны. Нередки случаи, когда двухкратное увеличение дохода выпускники оценивают на «четыре»; очевидно их ожидания были еще выше.

     Нематериальные достижения в результате обучения не менее важны, чем увеличение дохода. Вот некоторые из высказываний выпускников, прочтите и согласитесь, что эти люди сделали один из самых важных шагов в своей жизни: «расширение горизонта стратегического видения и мышления», «Правильное мышление», «привел в "систему" знания, ранее полученные в ходе самообразования», «веру в себя», «самосознание и дугой взгляд на происходящее», «изменение мировоззрения», «житейскую мудрость», «новое мышление, новое качественное восприятие и понимание бизнес-процессов», «инструментарий для реорганизации компании», «изменилось системное отношение к своей работе и оценке работе других», «возможность объективно сравнить собственный уровень с коллегами из других компаний», «новый взгляд на решение вопросов и построения в другом формате партнерских отношений на работе».

Лонг-лист VI Народного рейтинга-2015 включал 50 бизнес-школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Астрахани, Уфы, Челябинска, Новосибирска, Иркутска. Школа бизнеса Vlerick с кампусом в Санкт-Петербурге, не будучи российской, была включена в состав лонг-листа для сопоставления качества подготовки менеджеров с российскими бизнес-школами. Шорт-лист участников рейтинга формировался, исходя из минимального представительства выпускников - не менее 25 анкет от школы бизнеса и, таким образом, в Народный рейтинг 2015 года прошли 22 школы бизнеса. Как и прежде, для компенсации погрешностей, рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различаются между максимальным и минимальным результатом менее, чем на 0,05.

     Значительная часть участников VI Народного рейтинга являются лидерами российского рынка бизнес-образования, а все вместе они представляют не менее 90%. Показатели по каждой школе бизнеса представлены в таблице.

Траектория: ( должность до МВА /должность после МВА)

Увеличение дохода
менеджер высшего звена/ менеджер высшего звена 56%
менеджер высшего звена/ владелец бизнеса 110%
менеджер среднего звена/владелец бизнеса 87%
менеджер среднего звена/менеджер высшего звена 96%
менеджер среднего звена/менеджер среднего звена 44%
линейный менеджер/линейный менеджер 43%
линейный менеджер/менеджер среднего звена 57%
линейный менеджер/ менеджер высшего звена 90%
линейный менеджер/ владелец бизнеса 98%
владелец бизнеса / владелец бизнеса 92%
Школа бизнеса Место
Сумма баллов
Оценка параметров обучения
(среднеарифметическая)
макс. польза - 5, бесполезно - 1 
Увеличение дохода  Карьерный рост Полезность установленных связей Личное
и профессиональное
развитие

Институт общественных наук РАНХиГС (программа МВА с университетом Кингстон, UK)

1

17.24

4.1

4.25

4.02

4.87

Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

17.21

4.16

4.11

3.99

4.95

Высшая школа менеджмента СПбГУ

17.20

4.09

3.91

4.25

4.95

Бизнес-школа Vlerick (кампус в Санкт-Петербурге)

17.19

4.15

4.04

4.11

4.89

Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО

2

17.13

3.83

4.10

4.53

4.67

Институт делового администрирования и бизнеса Финуниверситета

17.1

3.9

4.25

4.3

4.65

Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС

17.09

4.05

4.05

4.19

4.8

Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС

17.08

4.22

4.15

3.88

4.83

Школа IT- менеджмента Экономического факультета РАНХиГС

17.08

4.23

4.08

3.89

4.88

Международный институт менеджмента ЛИНК

17.06

4.2

4.15

3.84

4.87

Высшая школа бизнеса ГУУ

17.03

3.88

4.12

4.26

4.77

Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС

3

16.92

4.08

4.03

4.11

4.7

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

16.92

3.97

3.97

4.08

4.9

Международная школа бизнеса Финансового университета

4

16.72

3.9

3.9

4.1

4.82

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ

5

16.39

4.04

4.07

3.42

4.86

Высшая школа МВА Казанского федерального университета

16.36

3.95

3.84

3.68

4.89

Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета

16.31

3.92

3.93

3.75

4.71

Плехановская школа бизнеса «Integral» РЭУ им. Г.В.Плеханова

6

16.23

3.85

4,00

3.85

4.53

Экономический факультет МГУ

7

15.95

3.94

3.88

3.69

4.44

Московский финансово-юридический университет


8

15.48

3.41

3.45

3.86

4.76

Бизнес-школа ВАВТ

9

15.35

3.77

3.66

3.52

4.4

Moscow Business School

10

14.42

3.48

3.53

2.66

4.75

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования