❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ МВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
❸ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Бермудский треугольник трудоустройства
Прошло лет десять, как отечественные бизнес-школы начали говорить о трудоустройстве своих выпускников. Разговор на эту тему активировала необходимость получения первых аккредитаций АМВА. До этого наши школы утверждали, что в трудоустройстве вообще смысла нет, т.к. 100% слушателей уже работают. Ну, а кому приспичит поменять работу - коллеги по группе помогут.
Те не менее, раздел 4.4. отчета для АМВА требовал описания хоть какой-то осмысленной работы по трудоустройству и развитию карьеры, и кое-где появились т.наз. «центры карьеры и трудоустройства». Числящиеся в них сотрудницы бились, как рыбы об лед: обрывали телефоны эйчаров, строчили письма в компании с предложениями. Практическим результатом десятков часов телефонных переговоров и килограммов писем явились, в лучшем случае, редкие экскурсии «на предприятия» (проход через цех с провожатым, презентация кого-то из начальников) и семинары на тему «Как устроиться в международную корпорацию».
В список достижений можно еще включить лекции о том, как правильно себя презентовать и консультации по написанию резюме. Но особым спросом карьерные консультации не пользуются, поскольку все понимают, что никакими реальными выходами на бизнес сотрудники карьерных центров не обладают. А ведь у руководителей таких центров, прежде всего, должен быть широчайший круг личных знакомств и связей в бизнесе, среди эйчаров крупных и средних компаний. Но, с другой стороны, если он у тебя есть, зачем работать в бизнес-школе с зарплатой в 2 раза меньшей, чем у воспитательницы московского детского сада?
Конечно, у каждой такой службы были и положительные примеры, как кого-то устроили на работу в условный «Газпром» или «Лукойл», но они, как правило, единичны. Такое передается, что называется, из поколения в поколения, и каждый год озвучиваются на образовательных выставках.
Скажете, есть же мировой опыт успешного трудоустройства выпускников МВА. Есть, но. В очень многих странах диплом МВА получают молодые люди с небольшим опытом работы или совсем без оного. Как наши бакалавры, которых и на стажировку в компанию можно взять бумаги разносить, и даже прийти к ним на защиту послушать теоретическое. Но совсем другое дело - российский выпускник МВА с немалым опытом работы в бизнесе. Такой за три копейки стажером не пойдет, а на защиту работодателя не всегда возможно пригласить, ведь дипломная работа, как правило, пишется на базе компании слушателя, и непубличной информации там хватает.
Понятно, зачем история с трудоустройством нужна бизнес-школам. Опция «трудоустройство» привлекает потенциальных слушателей, особенно в кризис, когда многие менеджеры теряют работу. Но может ли реально бизнес-школа трудоустраивать своих выпускников, когда ее собственные связи с бизнесом, как правило, ограничиваются контактами с бизнесменами-преподавателями или консультантами-преподавателями? Наверное, кадровые агентства сделают это профессиональнее.
Мы все время хотим сотрудничать с бизнесом по трудоустройству, но не задаем себе вопрос: а бизнесу нужно такое сотрудничество? Каждая школа в восторге от своих слушателей и полагает, что такие исключительные кадры бизнесу необходимы позарез. Но проблемы поиска кадров для российского бизнеса не существует: он вылавливает кандидатов из баз HeadHunter и Superjob, социальных сетей, и прочих мест в интернете, где «сидят» все, включая выпускников бизнес-школ. И смотрит он не на то, какую бизнес-школу закончил кандидат или какое рекомендательное письмо он принес из своей альма- матер, а в первую очередь, на опыт работы кандидата и его профессиональные достижения.
Еще говорят, что слушатели-кандидаты могут проявить себя перед работодателем во время работы по заказу компании. Проблема в другом: крупный и средний бизнес не приходит в бизнес-школы, чтобы рассказать откровенно о своих проблемах, предоставить полную информацию, по сути, неограниченному кругу слушателей и ждать от них профессиональных эффективных решений. Для этой цели он выберет консалтинговую компанию с понятной и жесткой ответственностью за результат.
Поэтому, Богу-Богово, кесарю-кесарево. Пусть трудоустройством занимаются те, для кого это главный вид деятельности - кадровые агентства. А бизнес-школам стоит сосредоточиться на главном для себя - качестве обучения.
Десять лет - не срок, пытаться дружить с бизнесом нужно продолжать. «Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладоней со лба».