Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
МВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ


16.01.2020 / С.Кравцов
Источник: MBA.SU

Близок ли конец классических бизнес-школ?


Будущее всегда тревожит умы, и темы обсуждений по бизнес-образованию на очередном Гайдаровском форуме не стали исключением. Как должны измениться бизнес-школы, программы МВА - это обсуждается на каждом форуме последние пять-семь лет. Вариантов рассуждений, впрочем, традиционно немного (от включения гуманитарных дисциплин в МВА до большего внедрения онлайн-технологий). Не было открытий и сейчас, никто из уважаемых экспертов  не ответил на ключевой вопрос, вынесенный в заголовок дискуссии. Кроме директора РБК ТВ Ильи Доронина, который предрек конец не только классическому бизнес-образованию, но и классическому образованию вообще, вплоть до классического образа жизни на планете.

Раз речь шла о будущем, то почти каждый из экспертов  счел необходимым уделить внимание особенностям поколений Y («миллениалы», 1980-2000 гг.) и Z («зуммеры», 2000-2019), их предпочтениям и требованиям к окружающему миру (желание работать дистанционно и неполный день, стремление получать продвижение по службе каждые 3 года и пр.). Это весьма познавательно; главное, чтобы выпускники бизнес-школ из упомянутых поколений трезво смотрели на вещи и понимали, что никакой бизнес пока не готов удовлетворять их  хотелки, ставя во главу угла решение собственных задач.

Кто-то из экспертов заметил, что впечатляющие успехи технологий дистанционной доставки контента (в частности, президент АМВА Andrey Wilson с воодушевлением говорил о 50 тысячах курсов стоимостью $5, предлагаемых LinkedIn), почему-то не приводят к удешевлению программ бизнес-школ. А потому и не приводят, что цена таким знаниям - пять долларов, а серьезные люди учатся на программах, нацеленных на качественную трансформацию взглядов на управление и бизнес.

В разных вариациях поднимался «вечный вопрос» бизнес-школ - практика или теория? Все мы знаем, что примерно половина аудитории группы МВА говорит: «дайте нам теории побольше, практики у нас и так выше крыши», а другая половина заявляет «Нам бы побольше практики, теории в университете мы и так наслушались». В реальности, гибкая программа позволяет делать различные акценты зависимости от потребностей слушателей и никакой глобальной проблемы здесь вроде бы нет. Все решаемо, и начинать нужно с тщательной процедуры приёма.

Оценки результативности  бизнес-образования со стороны бизнеса (Р.Варданян) и бизнес-школ были даны разные. Декан Школы бизнеса Сорбонны Эрик Ламарк: «Мы опрашиваем выпускников на выходе, удалось ли им достичь поставленных целей во время обучения. Если 80-90 процентов дают положительный ответ, мы считаем это успехом своей деятельности.»

Рубен Варданян категоричен: «Мне все равно, какую оценку получит студент по маркетингу. Но если я узнаю, что студенту за время обучения никто не предложил работу и он никому не предложил работу в своем проекте, я пойму, что обучение прошло впустую». Понятно нежелание бизнеса ждать долго, но во-первых, скорость еще не означает качества, а во-вторых, человек не машина, и в мире принято оценивать успешность выпускника через два-три года после окончания бизнес-школы.

Сооснователь МШУ «Сколково» выразил также сомнение в необходимости самих бизнес-школ: «Большинство школ учат менеджменту, а не предпринимательству, а интересные проекты часто возникают вне стен бизнес-школ». В отношении предпринимательства это высказывание справедливо, но интересные проекты  и новые бизнесы часто возникают и в стенах бизнес-школ.

Все эксперты сошлись на том, что мир стремительно меняется, старые подходы теряют эффективность, бизнес-школам нужно меняться и т.д.  Предлагаемые рецепты на будущее для бизнес-школ таковы:

- от  исполнительного президента IE Университета Сантьяго Ингуэса (Santiago Iñiguez de Onzoño):

1.     гуманизация обучения (насыщение программ гуманитарными дисциплинами)

2.     гибкость, адаптивность, смешанные программы

3.     глобализация

4.     обучение в течение всей жизни (long life learning)


- от Р.Варданяна:

1.     нетворкинг

2.     наука, исследования

3.     обучение в течение всей жизни (long life learning), 19-90 лет


- от декана Школы бизнеса Сорбонны Эрика Ламарка (Eric Lamarque):

1.     развитие научного склада ума у студентов

2.     взаимодействие с частными компаниями


- от декана Школы бизнеса Университета Южной Джорджии Аллена Амасона (Allen C. Amason):

1.     связь теории с практикой («нет ничего более практичного, чем хорошая теория»)

2.     исследования

3.     учет потребностей рынка


- от президента АМВА Эндрю Мэйн Вилсона (Andrew Main Wilson):

1.     «lifetime learning»

2.     расширение программ формата blended learning.

Несмотря на то, что каких-то совсем новых подходов к осовремениванию бизнес-школ на Гайдаровском форуме не прозвучало, стратегическое направление развития остается прежним: гибкость и технологии. Конечно, до перспективного на западе тренда на обучение в бизнес-школах людей 60+ нам еще далеко, но многое улучшить нам вполне под силу. Так что с "концом" можно не торопиться.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования