Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


07.05.2020 / Александра Хомякова
Источник: MBA.SU

Что сейчас считают важным в образовании люди разных поколений?

Теория поколений для образования

На свете есть масса теорий, объясняющих поведение человека в отдельности и социальных групп - в целом. Одна из самых популярных у нас, на протяжении последних двадцати лет дающая хлеб многочисленным бизнес-тренерам, - теория поколений. О ней вы непременно услышите в бизнес-школе.

Многие воспринимают ее положения, как непреложную истину для России. При этом их не смущает, тот факт, что теория базируется на исследованиях поколений в США, к тому же - аж с 1584 года. Условно говоря, считая от начала, стремления и ценности поколений людей, живших в Московии при Михаиле Романове вполне  сопоставимы с таковыми у современников Английской революции. И так далее, по шкале времени.

В России эту поляну - «теорию поколений» - возделывают не учёные, а главным образом, маркетологи и пиарщики, которым нравится ее простота и однозначность, дающая возможность предлагать далёким от темы работодателям и заказчикам разнообразные рецепты завоевания рынка. Как и пришедший с запада ЕГЭ, эта теория пустила свои корни на отечественной почве. Даже на прошедшем Гайдаровском форуме отечественные эксперты в унисон с деканами западных бизнес-школ, всерьёз рассуждали о том, как нужно удовлетворять амбиции поколения Z, если оно придет в бизнес-школы.

В статье РБК «Что сейчас считают важным в образовании люди разных поколений» на эту тему, есть масса интересных утверждений. Например, «В большинстве своем «иксы» [рожденные в 1965-1980 гг. - прим. ред.] не отличаются особенным стремлением к продолжению обучения в течение жизни». Кто это установил? Конечно, как говорят, есть ложь, а есть - статистика.

На мой взгляд, желание учиться и самосовершенствоваться зависит не от поколения, а от уровня образованности и степени развития личности человека. Наклеивать ценностные ярлыки чохом на всех людей, принадлежащих к одному поколению, это то же самое, чем занимаются астрологи. Что-то вроде: "Овнам 2000-2002 годов рождения в период 11-16 мая улыбнется удача на финансовом рынке, а Стрельцам 1983-1987 гг. следует больше внимания обращать на семью".

К тому же, в России, насколько нам известно, «иксов» и последующих - «игреков» и т.д. никто системно не изучал и всё, на что мы можем опираться это - опросы в США и других странах запада. Наверное поэтому и все представленные в статье диаграммы относятся к США. Применимы ли они для нас, и если - да, то в какой степени? Приверженцы теории решают проблему просто: мол, ценности поколений аналогичны везде. Если мы примем за аксиому, что поколения, выросшие в одно время, но в разных общественно-политических системах, тождественны по своим ценностным установкам, то такое допущение возможно. Но это слишком вольное допущение. Возьмем крайний пример: «игреки» США и Северной Кореи. Есть разница?

Теперь обратимся к выводам, приведенным в статье, т.е. сыграем вместе с автором в «Капитана Очевидность»:

 1  «Обучаться бизнес-образованию, IT-специальностям и управленческим навыкам (сферы, где работают большинство компаний сегмента ДО и ДПО) в основном отправляются люди 20-35 лет». И это неудивительно - как известно, для наших кадровых компаний людей в возрасте 40+ в природе не существует.

 2  «Многие миллениалы, как и подрастающие «зеты», осознают, что диплом сам по себе перестал быть гарантом успешной карьеры». Это осознали все, начиная с "иксов", и довольно давно.

 3  «Неоднократно отмечалось, что «зеты» намного более амбициозны, чем их предшественники: 60% из них признаются, что хотели бы повлиять на этот мир». А кто из предыдущих поколений в возрасте 17-20 лет не хотел изменить мир? Может, и все 90%.

 4  «Образовательная стратегия для современных подростков должна учитывать способности и интересы каждого. Наиболее эффективное обучение для нынешних подростков включает в себя интерактивные форматы и дает ученикам возможность коммуникации - обратной связи от учителя и обсуждения заданий с другими учащимися. И для не подростков - тоже работает. А копнуть - это вообще основы педагогики Смеётся.

Можно ли прийти к подобным выводам, не ссылаясь на "Теорию поколений"? Кажется, не бином Ньютона. Но что тогда рассказывать слушателям в бизнес-школе?

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования