Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


24.04.2019 / Милена Бахвалова
Источник: Banki.ru

Дорогой хам

Враждебное поведение руководителя (ВПР, которое в западной литературе чаще всего обозначается как abusive supervision) - это регулярные вербальные и невербальные проявления враждебности, исключающие физический контакт. Например, грубое обращение, оскорбления, «публичные порки», насмешки и прочее. Сюда же относится нарушение обещаний и прямая ложь. В отличие от авторитарного стиля, за таким поведением начальника стоит не желание добиться лучшего исполнения задачи, а просто стремление унизить подчиненного.

Что толкает руководителей на такое поведение? У исследователей и у работников варианты ответа отличаются. Те, кому пришлось столкнуться с ВПР, считают, что их руководителем двигали в первую очередь попытка продемонстрировать свою власть (47%), неумение иначе общаться с подчиненными (37%) и характер (18%).

Враждебное поведение руководителя получило мощный стимул в 1990-е и начале 2000-х годов, полагают многие эксперты. Со временем ситуация стала улучшаться, но враждебное поведение по-прежнему остается распространенным в российской корпоративной культуре.

«Чаще всего такая ситуация встречается в малом и среднем, до тысячи сотрудников, бизнесе, - рассказывает директор по безопасности компании «СерчИнформ» Иван Бируля. - Корень зла - кадровая проблема. У нас пока нет понимания, что руководитель - это профессия. Малые и средние компании не вкладываются в обучение руководителей, ими становятся самородки. Но часто в руководители выбиваются люди с психопатическими чертами характера, которые имеют все признаки лидеров. Продвигаться им помогает то, что они, по сути, безразличны к людям, зато эффективны в работе. Вторая причина распространенности явления в том, что процессы в МСБ не систематизированы, и это дает руководителю большое поле для злоупотреблений».

Размер и форма собственности компании не важны, как и сектор экономики, считает совладелица и директор по развитию компании «Экоокна» Нина Филоненко. «Знаменитая пословица «Рыба гниет с головы» определяет, в каких компаниях враждебное поведение руководителя более распространено, - говорит она. - Конечно, в частных компаниях гораздо проще контролировать эти явления, потому что владелец имеет гораздо больше прав и полномочий. Другое дело, насколько он заинтересован в этом. Если такое поведение топ-менеджеров соответствует картине мира владельца, оно будет нормой в компании».

«Агрессия по отношению к коллегам, стоящим ниже по служебной лестнице, чаще всего связана с личностными психологическими проблемами руководителя, низким уровнем его эмоционального интеллекта, боязнью конкуренции со стороны «восходящих звезд», - полагает руководитель отдела по работе с персоналом МФК «Честное слово» Альберт Мицевич. <..>

ВПР вызывает у подчиненных тревожные расстройства, депрессию, чувство выгорания, ухудшает их физическое самочувствие. Атмосфера страха порождает пассивность сотрудников на работе и их агрессию в семье, на которой они нередко отыгрываются. ВПР может провоцировать воровство и порчу имущества и, конечно, повышает желание уйти из организации.

Ученые давно обрисовали схему реакций работников на негативные процессы в компании. Условно она называется «выход - голос - лояльность - пренебрежение». Высококвалифицированные и востребованные специалисты (но, самое главное, уверенные в себе люди) реагируют на агрессию со стороны начальства двумя способами: или попыткой защитить себя («голос»), или уходом из организации («выход»). Зависимые и низкоэффективные сотрудники склонны или смиряться («лояльность»), или противостоять в скрытой форме, устраивая саботаж, затяжные перерывы или даже занимаясь вредительством («пренебрежение»).

Эта схема «Лучшие уходят - худшие остаются» замечена и в российских компаниях. 33% опрошенных признались, что задумывались о том, чтобы поменять работу, правда, начинали ее поиски только 27%. Ничего не делали, ожидая, что все рассосется само собой, 22%, искали поддержку внутри компании 19%, а 12% снижали рабочие усилия и уклонялись от ответственности. Показательно, что российские работники ищут лишь поддержку у своих коллег, они не ориентированы на выражение «голоса» как прямого противостояния агрессору.

«Есть такая поговорка: «Люди приходят в компанию, а уходят от конкретного руководителя». Высокий показатель «текучести кадров» - это один из индикаторов ВПР, - отмечает бизнес-тренер для руководителей Олег Гамазин. - Уход квалифицированного сотрудника, наем на его место нового, адаптация и введение в должность этого сотрудника, ошибки при найме в итоге выливаются в приличную затратную статью расходов для компании».

Руководитель-агрессор, злоупотребляя своей властью, наносит вред компании, оставляя после себя «выжженную землю»: лучшие уходят, остальные максимально отчуждаются, в итоге компания не получает от персонала того вклада, на который можно было бы рассчитывать, учитывая квалификацию работников. «Обычно сотрудники у таких руководителей вместо того, чтобы концентрироваться на работе, кучкуются и обсуждают поведение руководителя. Естественно, потери в этом случае колоссальные - в первую очередь, недополучение прибыли», - говорит Нина Филоненко.

(в сокращении, полный текст)


КОММЕНТАРИЙ:

Лидерство, наряду с менеджментом, - самое популярное слово в бизнес-школе. Там много лидеров авторитарного типа, сумевших создать и раскрутить свой бизнес. Присущий им  жесткий стиль руководства на первых этапах был жизненно необходим бизнесу, но на последующих этапах развития компании он способен сыграть отрицательную роль. Изменить свою натуру очень сложно, сколько не читай умных книг. Но попытаться стоит и этому учат. Пройти тест по лидерству



 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования