❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ РЕКТОР МШУ "СКОЛКОВО" АЛЕКСАНДР КИМ: «ДЛЯ НАС ВАЖНЫ СТРАНА И МИР, НО СТРАНА - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»
Урок Эйяфьятлайокудля
Расшалившийся не на шутку вулкан Эйяфьятлайокудль шокировал нас, подобно биржевым сводкам двухлетней давности, объявивших о начале мирового экономического кризиса. Он тоже вернул нас в реальность, показал, чего мы стоим с нашими высокими технологиями и хвастливыми уверениями в том, что обладаем полным знанием об окружающем нас мире.
Эта аналогия приходит на ум, когда размышляешь о ситуации, в которой оказались российские бизнес-школы этой весной, прошедшей под знаком вулканической активности. Неожиданностью для многих стало драматическое падение спроса на «длинные» программы, произошедшее весной этого года. Недостаток слушателей на программах МВА и ЕМВА заставил одни бизнес-школы перенести весенний набор на осень, других - активно объединять поступивших в общие учебные группы. В несколько лучшем положении оказались те школы, которые в «тучные годы» позаботились о расширении линейки своих программ в сторону бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации и профпереподготовки - неуменьшающийся пока спрос на программы для бакалавров способен поддержать эти бизнес-школы на плаву в трудные времена.
Также выяснилось, что потенциальные потребители основных программ бизнес-образования перестали реагировать на яркую обертку рекламных модулей с «бизнесовыми» лицами западного происхождения и не очень-то склонны доверять слоганам о будущей блестящей карьере и лидерстве, которыми они будут обладать по окончании бизнес-школы.
Что же произошло? Ничего особенного, просто ко многим пришло осознание простого факта, что мало кто знает, как нужно вести современный эффективный бизнес в новой, послекризисной, реальности. Большинство бизнес-школ по всему миру, к сожалению, этого тоже не знает. Многие сейчас мучительно пытаются понять, какие образовательные программы нужно предлагать рынку. Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно понять, какую ценность имеют те или иные образовательные программы в глазах их потенциальных потребителей, за какие их характеристики они готовы заплатить, какие альтернативы для них возможны.
Пресловутая «связь обучения с практикой бизнеса», десятилетиями является для многих российских бизнес-школ камнем преткновения, регулярно отмечается слушателями в числе основных недостатков обучения. Достаточно парадоксальная ситуация, особенно если учесть тот факт, что, казалось бы, в аудитории сидят люди, работающие в бизнесе, а занятия ведут преподаватели-практики. Почему же не удается эффективно переплавить самые свежие знания о практике бизнеса участников в сам образовательного процесс? Причин много, одна из них - отсутствие регулярной исследовательской деятельности по аккумулированию и анализу наиболее ценных образцов поведения компаний на рынке, что позволило бы быстро внедрять их в обучение. Другая - неготовность бизнеса делиться своими практическими наработками. Правда, здесь недавно появился хороший пример - одна из ведущих школ, войдя в альянс с крупным бизнесом, предложила новую программу МВА, в которой будут использоваться кейсы компании, а в занятиях будут участвовать ее менеджмент.
Преподаватели-практики, их опыт - вот еще один актив бизнес-школ, за который поступающие действительно готовы платить. Но насколько он реален, они разобраться не могут. «Да все толкуют о практиках. Назовите фамилии известных бизнесменов, которые ведут занятия!», - говорят потенциальные абитуриенты, подозревающие, что действительность может оказаться куда скромнее. Конечно, известных бизнесменов в бизнес-школах немного, что понятно, ведь им, в первую очередь, нужно заниматься своей основной деятельностью.
Бизнес-школы пытаются решить ключевую для них проблему связи с практикой увеличением числа проектов, организацией дополнительных стажировок в компании и внедрением российских кейсов. Но инерционность образовательного процесса велика, он явно не успевает за практикой. В некоторых школах по-прежнему много учебных материалов, основанных на опыте (причем, докризисном!) крупных корпораций, что вряд ли будет полезно слушателям, представляющим, в основном, средний и малый бизнес. Остаются, пожалуй, только проекты, которые слушатель программы МВА сам успеет сделать на материале собственной компании. В лучших бизес-школах таких проектов удается сделать 5-6, в остальных - один-два.
Неудивительно, поэтому, что многие начинают отказываться от МВА в пользу более коротких и более конкретных программ обучения. Чтобы соответствовать новой бизнес-реальности «длинные» программы класса МВА должны видоизмениться. Уже сегодня есть идеи переноса обучения из аудиторий бизнес-школ непосредственно на рабочее место: обучать персонал компаний «командами», с использованием опыта бизнеса самой компании. Чем-то это напоминает уже известные корпоративные программы, хотя в таком случае элемент консалтинга со стороны школы должен быть гораздо выше. Если подобные идеи будут реализовываться, то традиционным программам обучения разных по опыту менеджеров из разных компаний в одной аудитории придется потесниться.
Управление изменениями - один из основных курсов программ МВА- должно коснуться и самих школ. В состоянии ли они меняться покажет время. Одно ясно - двигаться по инерции, в надежде лишь на улучшение рыночной коньюнктуры, уже нельзя.