Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


16.01.2022 / Александра Хомякова
Источник: MBA.SU

Есть ли в бизнес-образовании тренды помимо ESG?


Дискуссии по вопросам бизнес-образования на Гайдаровском форуме традиционно ожидались, как большое событие для отечественных бизнес-школ. Все хотели получить ответы на вопросы, подготовленные к обсуждению. Вопросы были хороши.

На  обсуждение, среди прочих, выносились следующие:

  • каковы новые тренды в бизнес-образовании и какие образовательные продукты будут востребованы в ближайшее время?
  • готовы ли бизнес-школы к новым задачам?
  • несут ли бизнес-школы, чьи выпускники в существенной степени стояли у истоков крупнейших экономических кризисов недавнего времени, большую ответственность перед обществом, чем другие вузы?
  • какую роль могут и должны сыграть аккредитующие организации и рейтинговые агентства в продвижении ответственного бизнес-образования?
  • как необходимо коммуницировать с новым поколением менеджеров, которые практически «живут» в социальных сетях?
  • как продвигать новые образовательные продукты?
  • где и как современные менеджеры могут черпать необходимую информацию и какова должна быть информационная стратегия школ бизнеса в этих условиях?
  • какие новые тренды задает «новая нормальность»?
  • заставит ли пандемия круто изменить традиционное содержание программ, их формат и роль преподавателя?
  • как совместить технологии и человеческий фактор в образовании?
  • какие специальности будут востребованы в ближайшем будущем? В чем должен состоять ответ бизнес-школ на эти образовательные вызовы?

К дискуссиям были привечены, без преувеличения, самые авторитетные руководители лучших зарубежных бизнес-школ: London Business School, IMD (Швейцария, Лозанна), Rotterdam School of Management (RSM), Antwerp Management School (AMS), Sorbonne Graduate Business School, Imperial College London. В дискуссиях также участвовали и руководители всех трех мировых ассоциаций, составляющих «tripple crown» - AACSB, AMBA и EFMD. Казалось бы, вот он - источник мировых трендов и передовых подходов. О чем же шла речь в выступлениях уважаемых коллег?

Все много говорили:

  • о том, как пандемия нарушила установившийся процесс обучения и заставила переходить на дистанционные форматы и разрабатывать цифровые платформы
  • о том, как это было нелегко, но в итоге все всё, в основном, преодолели
  • о том, что нужно найти правильный баланс между миром «цифрой» и человеческим измерением
  • о том, что нужен поиск новых форм обучения и создание новых программ для всех поколений, присутствующих на рынке труда.

Да, пандемия оставила глубокий след во всемх сферах деятельности человека и мы до сих пор находимся под ее влиянием. С констатацией понятно, интересен конкретный опыт решения задач бизнес-образования в это непростое время.

Самой «частотной» по употреблению темой была ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) - экологическое, социальное и корпоративное управление, Похоже, многие видят во внедрении принципов ESG своеобразную панацею и вектор развития. Может, так оно и есть, тут помимо лозунгов важна практика ответственной реализации, а с ней у нас не так просто. Мода на ESG напоминает «бум» с КСО десятилетней давности, когда на каждой конференции по бизнес-образованию и в каждой крупной бизнес-школе все только и говорили о корпоративной социальной ответственности, ее влиянии на правильный бизнес. Тогда наиболее активные, чтобы быть в тренде и отчитываться перед AMBA во время аккредитаций, создали Центры КСО. Потом как-то всё поутихло.

Другая модная тема - «зеленая экономика». С точки зрения крупного бизнеса это очень важно. Наверное, такая тема должна присутствовать в учебных планах отечественных бизнес-школ, как минимум, для общего развития слушателей. Но если принять во внимание состав слушателей подавляющего числа российских бизнес-школ, стремящихся решать непростые локальные задачи своего бизнеса, то «зелёное» по актуальности для них примерно то же, что и ESG.

Как всегда, было интересно послушать Тима Мескона, вице-президента AACSB по Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке, Эрика Корнуэла, генерального директора и главного исполнительного директора EFMD, Эндрю Уилсона, директора AMBA и & BGA, Сергея Мясоедова, президента РАБО, директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Декан Школы бизнеса Imperial College Франциско Велозу отметил важность получения доступа к талантам, которые будут впоследствие более конкурентноспособны на рынке труда. Эрик Корнуэл, один из самых глубоко мыслящих профессионалов мирового бизнес-образования, предложил подумать над переходом от экономики акционеров к экономике «заинтересованных сторон». Важным также он считает придание эвристического измерения исследованиям (!), которые проводит бизнес-школа, и отбор таких преподавателей, которые сочетают высокий профессинализм с активностью и заинтересованностью.

Были интересные выступления у Николы Клейн, декана executive education Роттердамской школы менеджмента (RSM) и Стивена Баха, декана King's Business School. Миссис Клейн, в отличие от многих выступающих, рассуждавших на общие модные темы типа «новой нормальности», затронула тему исследований и анализа в бизнес-школах, и впервые на форуме упомянула о явлении «глубокой усталости и выгорании преподавателей и студентов во время пандемии». Правильное наблюдение, интересно, думает ли об этом еще кто-нибудь в бизнес-школах или все увлечены ESG?

Стивен Бах (один из немногих, кто сопроводил свое сообщение презентацией), рассказал о некотором «падении уверенности» у студентов King's Business School, вызванного неустойчивой ситуацией в экономике и, как следствие, на рынке труда. Об этом тоже стоит подумать. Еще он, как и Сергей Мясоедов, обратил внимание на то, что среди эйфории по поводу повсеместного внедрения онлайн-обучения не стоит забывать о том, что неотъемлемой чертой homo sapiens является эмпатия и стремление к личному, человеческому общению, что в свою очередь, является одной из основ бизнес-образования.

Все соглашались друг с другом, благодарили и поддерживали. Приятное единодушие. Альтернативных мнений не звучало, хотя может, на форумах такого уровня они и не предполагаются. Но дискуссия предполагает поиск, а мнения, как обычно, у всех бывают разные. Многие выступающие говорили о достижениях своих компаний и о себе самих, не стараясь выявить какие-то общие тенденции (кроме «цифровизации», которая стала привычным лейтмотивом всех бизнес-образовательных конференций). Наиболее ярко это получилось у одной женщины-руководителя, которая без обиняков рассказала, какая она спортсменка, комсомолка и красавица (это - факт).

Удалось ли получить ответы на заявленные вопросы? В целом, как кажется, по сравнению с предыдущим форумом новизны не случилось: та же пандемия, тот же онлайн... Разве что достигла пика волна ESG, да будущих слушателей бизнес-школ стали пугать новым акронимом BANI, пришедшим, по мнению кабинетных ученых, на смену акрониму VUCA. Понятно, что для последних это - новые темы для обсуждений в аудиториях, новые курсы, новые статьи. Но для реального бизнеса ни VUCA, ни объявленная в 2021 году BANI, ни остальные концепции, которые толкуют нам о неопределенностях в этом мире, никогда и не заканчивались. Попробуйте начать свой бизнес, и - увидите.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования