Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ БИЗНЕС ШКОЛЫ?
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"


31.08.2023
Источник: MBA.SU

Как готовить ИТ-лидеров? Практика Школы IT-менеджмента РАНХиГС

Как готовить ИТ-лидеров? Практика Школы IT-менеджмента РАНХиГС

В современном мире технологий и инноваций образование играет ключевую роль. О том, по каким принципам построено обучение в Школе IT-менеджмента РАНХиГС, что делает программы особенными и как она реагирует на изменения в ИТ-сфере рассказывает директор школы Александр Соколов. Этот разговор - о сочетании традиций и новаторства в образовании для ИТ-менеджеров.

MBA.SU: Александр Игоревич, почему ИТ-директора, обладая богатым опытом управления и пониманием специфики своей отрасли, решают получить дополнительное образование в вашей школе?

Александр Соколов: Думаю потому, что учиться всегда полезно. Независимо от опыта, всегда найдётся что-то новое, что можно узнать.

Наш стандартный слушатель MBA программы - это менеджер в возрасте от 30 до 40 лет. Конечно, есть те, кто немного моложе или старше, но большинство находятся в этом возрастном диапазоне. Многие ИТ-директора начинали карьеру с позиций технических специалистов, например программистов или системных администраторов. Продвигаясь по карьерной лестнице, они столкнулись с новыми для них управленческими задачами, отличными от тех, к которым они привыкли.

К тому моменту, как они стали руководителями, многие осознали нехватку управленческих и бизнес-знаний. Именно за этим они приходят к нам. Они хотят не только управлять своим подразделением, но и эффективно общаться с топ-менеджментом. Им нужно понимать стратегические цели компании, интересы руководства и взгляды собственников.

На нашей программе MBA они осваивают управленческие навыки, необходимые для реализации комплексных проектов, внедрения ИТ-систем в соответствии бизнес-целям компании. Они также учатся защищать бюджет IT-подразделения. Развивают стратегическое мышление, коммуникации. Расширяют деловые связи. И даже опытный ИТ-директор, здесь может систематизировать свои знания, узнать новые практики и примеры реальных кейсов. Это помогает им оставаться конкурентоспособными в условиях растущего давления молодых специалистов.

MBA.SU:  Какова особенность вашей программы по ИТ-менеджменту в сравнении с дженералискими программами MBA?

Александр Соколов: Наша программа направлена на подготовку ИТ-управленцев. Поэтому естественно в программе есть блоки специализированных курсов по ИТ-менеджменту, цифровой трансформации и управлению ИБ. Есть курсы, которые читаются для наших слушателей на более углубленном уровне, например управление проектами или управление процессами. На обще менеджерских курсах, какие есть и на общих программах, наши преподаватели больше кейсов приводят из ИТ-сферы, т.к. многие из них сами вышли из ИТ.

Сегодня многие образовательные программы добавляют курсы, связанные с цифровой трансформацией, из-за роста интереса к этой теме. Но нужно понимать разницу между курсами для общего образования и курсами для специалистов. На наших курсах мы не ограничиваемся общими знаниями. Мы предлагаем глубокое погружение в специализированные темы, такие как ИТ-стратегия, стратегия цифровой трансформации или политика информационной безопасности.

Но как бы сказать так, одно дело, скажем так, провести тренировочный сбор для мастеров спорта или допустим какой-то физкультурный тренинг для обычных граждан. Разные задачи, другие преподаватели (тренера).В мире ИТ многие темы, которые кажутся новыми и актуальными для широкой публики, для профессионалов уже давно стали рутиной. Цифровая трансформация - отличный пример. Для большинства ИТ-специалистов - это уже давно не просто тренд, а ежедневная работа. И именно поэтому наша программа акцентируется на глубоком и профессиональном погружении в специфические темы.

MBA.SU: Мир очень быстро меняется, и наверняка ваша программа тоже претерпела изменения за последние 2-3 года?

Александр Соколов:  Изменения на программе происходят всегда, не только последние 2-3 года. Во-первых, каждый преподаватель, который преподает какой-то предмет, какую-то тему, каждый год вносит изменения в свою дисциплину, потому что то, о чем он говорит, должно быть актуально. Какие-то кейсы устаревают, какие-то примеры устаревают, акценты смещаются. Поэтому преподаватель должен свой курс постоянно обновлять, чтобы он был интересным и актуальным.

Во-вторых, мы достаточно часто обновляем и расширяем список курсов по выбору. Программа MBA имеет ряда курсов, которые каждый слушатель может выбирать индивидуально, выстроить индивидуальную траекторию. Кому-то больше хочется, углубиться в одну тему, кому-то в другую. Кто-то больше хочется получить тренингов по развитию софт-скилз, а кто-то из айтишного дополнительно ещё изучить.

В-третьих, появляются новые треки (специализации). Так 20 лет назад наша программа MBA имела один трек - Информационный менеджмент (CIO). В 2012 году появился второй трек - Информационная безопасность (CISO). Сейчас программа уже имеет третий трек - Цифровая трансформация (CDO).

Так же мы вышли на Китайский рынок, стали обучать группы китайский слушателей на программе MBA-CIO и за последние 2-3 года набрали еще и международный опыт. Так что программа - живой организм, постоянно находится в развитии. Стоять на месте, не меняться - это стагнация.

MBA.SU: А что еще изменилось за последние годы? Например, сейчас много говорят об использовании виртуальной реальности в образовании.

Александр Соколов: Я бы выделил следующее. Пандемия COVID-19 дала толчок к активизации онлайн-форматов обучения. Мы внедрили гибридный формат на всех наших программах и ведем онлайн-трансляцию занятий. Это позволяет слушателям при необходимости подключиться к занятию находясь вне аудитории. Все занятия записываются, так что если учащийся пропускает или не мог подключиться онлайн в определенное время, то он может вернуться и посмотреть запись позже.

Не будем путать технологии виртуальной реальности и онлайн обучения. Онлайн обучение сейчас активно стали использовать учебные заведения. На мой взгляд, если более 50% занятий проводится онлайн, качество обучения страдает. Мы рассматриваем онлайн обучение только как дополнение к очному. Настоящее общение и взаимодействие в аудитории пока не могут быть полностью заменены виртуальным. Коммуникация между студентами во время перерывов, обедов и после занятий - это тоже ценный источник обмена знаниями, мнениями и опытом. А это теряется при онлайн-обучении.

Касательно виртуальной реальности. Это действительно перспективная технология. Но для учебного процесса, виртуальные классы - это технология будущего.

MBA.SU: Как устроено обучение? Что ждет человека, который решает поступить на программу МВА CIO или МВА CISO?

Александр Соколов: Мы предлагаем два формата обучения, один больше подходит для москвичей, другой для слушателей из регионов. Первый формат, мы называем его вечерним, когда занятия проходят вечером, с 19.00 до 22.00, два раза в неделю плюс одна или две субботы в месяц.

Для тех, кто находится в других регионах, мы предлагаем модульную форму. Это значит, что студенты приезжают к нам три раза в год на 10-дневные модули и учатся каждый день. Между этими модулями также проводятся несколько онлайн-занятия в уикенды. Всего предусмотрено 6 модулей за два года обучения.

В завершении обучения 3-4 месяца отводится для написания дипломного проект под руководством научного руководителя. Как правило слушатели выбирают темы проектов связанные с проектами которыми занимаются в компаниях, что дает возможность на практике применить полученные знания и получить консультацию от опытного тьютера.

MBA.SU: Расскажите про международное сотрудничество Вашей школы.

Александр Соколов: Более 15 лет мы являемся членами Международной академии CIO IAC. Эта академия объединяет университеты, вузы, где есть программы как раз по подготовке ИТ-руководителей. Или, как любят говорить в международном ИТ-сообществе, ИТ-лидеров. Каждый год Академия CIO проводит конференции, форумы. Кстати, в этом году после перерыва, связанного с пандемией, мы опять будем встречаться уже в очном формате, до этого у нас два года проходили эти конференции онлайн. Конференция пройдет в конце сентября в Узбекистане, на ней обсудим тренды: что сейчас интересного или нового в подготовке ИТ-руководителей. Хотим обсудить также программы обучения CISO, в последнее время интерес к подготовке руководителей в сфере информационной безопасности значительно вырос.

В Международной Академии CIO большая часть членов из Восточного региона - Китай, Индия Япония, Сингапур, Тайланд, куда уже давно сместился центр мирового ИТ. Да, до 2010 года многие конференции проводились в Европе, но после я даже не припомню ИТ конференцию не в Азии.

MBA.SU:  Расскажите подробнее про профессиональные аккредитации Школы IT-менеджмента.

Александр Соколов: Мы уделяем им особое внимание. Программа MBA имеет две профессиональные аккредитации.

Первая - аккредитация по профессиональному стандарту ИТ-менеджмент на самый высокий уровень. И подтверждает, что наши выпускники соответствуют российским квалификационным требованиям. Это важно для тех, кто работает в госструктурах или в компаниях с госучастием. 

Вторая - Международная аккредитация IAC подтверждает, что наша программа соответствует международному уровню подготовки ИТ-руководителей.
И, конечно, важным моментом является то, что наши аккредитации остаются действующими и признаваемыми.

MBA.SU:  Преподавательский состав имеет огромное значение для программ MBA. Расскажите о нем.

Александр Соколов: Безусловно, преподаватели играют ключевую роль. Хотя директора программ могли бы рассказать гораздо больше о нашем преподавательском составе, я могу поделиться основными принципами, которых мы придерживаемся.

Во-первых, наши преподаватели в большинстве своем являются практиками, они составляют более 80%, возможно, даже 90% нашего преподавательского состава. Это успешные руководители, которые смогли достичь значительных результатов в своей карьере. Именно такие специалисты, обладая не только глубокими знаниями, но и практическим опытом, могут дать слушателям наших программ наиболее ценные и актуальные знания. Они привносят реальные кейсы, которые могут быть применены на практике.

Также, помимо опыта и знаний, преподаватели обладают отличными презентационными навыками. И, что немаловажно, у них есть искреннее желание передать свои знания. Это важно, учитывая, насколько заняты многие из них на своей основной работе. Но когда преподавание становится для них страстью, они остаются с нами на долгосрочную перспективу.

В начале 2000-х мы наблюдали бурный рост интереса к ИТ. Многие университеты открывали MBA со специализацией в этой области, пытаясь угнаться за трендом. Стали возникать программы на две трети, состоящие из общих курсов по менеджменту, которые зачастую вели преподаватели высшего образования университета, а оставшуюся часть наполняли ИТ-курсами, для чтения которых привлекали крупную ИТ-компанию - интегратор. Программа таким образом создавалась быстро, но качество страдало. Как показало время, такие программы просуществовали недолго.

С момента создания Школы мы решили идти другим путем. Сотрудничаем с отдельными экспертами, а не с компаниями. Если эксперт меняет место работы, это не влияет на наше сотрудничество с ним. Мы ценим опыт и знания, а не бренд работодателя. И мы привлекаем практиков из бизнеса, что придает программам практическую направленность. Только специалист с большим и успешным практическим опытом может сделать курс интересным для наших слушателей.

MBA.SU:  Расскажите о ваших планах. Как и куда дальше будете развиваться?

Александр Соколов: Наша школа всегда была на передовой инноваций. Мы стали одними из первых, кто запустил программу MBA для ИТ-руководителей. Мы также первыми открыли программу для руководителей в области информационной безопасности. Мы первыми из российских программ MBA прошли аккредитацию по проф. стандартам и первыми получили международную аккредитацию IAC. Мы первыми вышли на китайский рынок бизнес-образования в сфере ИТ.

Сейчас мы обратили внимание еще и на подготовку ИТ-специалистов и открыли программу высшего образования - бакалавриат «Прикладные цифровые технологии» по направлению «Прикладная математика и информатика». Сейчас многие вузы акцентируют внимание на таких словах как «цифровизация», «большие данные», «искусственный интеллект». Открывается много новых программ. Но, на что мы обратили внимание. Программы по направлению «Прикладная информатика» не дают достаточных математических знаний для глубокого понимания цифровых технологий.  А программы по направлению «Прикладная математика и информатика» в большой степени ориентированы на подготовку ученых, исследователей, кто создает новые технологии, а есть еще важная задача - готовить специалистов с прикладным уклоном, знающих, как применять различные методы и инструменты в реальных бизнес-задачах.  

Мы решили восполнить этот пробел. На первых курсах кроме базовых дисциплин по информатике акцент в программе делается на базовых математических дисциплинах, после чего студенты погружаются в прикладную математику, аналитику и изучение нейронных сетей. К четвертому курсу студенты активно работают с методами анализа больших данных, используя при этом искусственный интеллект. А также изучают проектирование современных цифровых систем.Но что делает нашу программу еще особенной? У нас множество выпускников, занимающих руководящие позиции в ИТ-секторе. Мы уже обратились к ним с информацией о новой программе, и они выразили готовность принимать наших студентов на практику. Подобное сотрудничество решает проблему, с которой сталкиваются многие образовательные программы: где учащимся получить реальный опыт? А наши студенты будут работать над реальными проектами в компаниях наших выпускников.

Вот такие у нас планы, можно сказать, весьма амбициозные.

MBA.SU:  Благодарим за Ваши ответы!

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования