Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


05.04.2021 / Кристин Зайферт, Рассел Клейтон
Источник: Harward Business Publishing

Как чтение художественной литературы может научить слушателей бизнес-школ эмпатии и эмоциям

В конце 2020 года Всемирный экономический форум опубликовал свой список из 10 основных профессиональных навыков, которые будут востребованы к 2025 году. Неудивительно, что перечисленные навыки - социальное влияние, устойчивость, креативность, гибкость и идеи - имеют нюансы и во многом зависят от высокий уровень эмоциональной зрелости. Этим мягким навыкам труднее научить, чем техническим навыкам, но они абсолютно необходимы для успеха отдельных лиц и организаций .

Но как научить студентов быть более чуткими, более способными интерпретировать и выражать эмоции или более склонными к неопределенности? Несколько недавних исследований выявили, что чтение художественной литературы сильно коррелирует с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, включая сочувствие, понимание других и глубокое мышление. На рабочем месте дискуссионные группы по художественной литературе под руководством фасилитатора могут помочь укрепить организации и повысить психологическую безопасность людей.

Отчасти вдохновленные профессором Гарвардской школы бизнеса Джозефом Л. Бадаракко-младшим, мы хотели увидеть, как использование художественной литературы в наших собственных классах может направить дискуссии студентов на вопросы сочувствия и эмоций. Как преподаватели программ магистра стратегических коммуникаций (MSC) и магистра делового администрирования (MBA), мы решили поручать нашим студентам художественные произведения - например, рассказы - как часть нашей учебной программы. Нам было особенно любопытно посмотреть, могут ли наши студенты извлечь идеи, почерпнутые из заданного рассказа, и применить их к реальному бизнес-контексту. Мы также хотели знать, как учащиеся выражают любые предполагаемые достижения в эмоциональной зрелости в своих самоанализах.

Задания

Мы начали с создания заданий по чтению для наших студентов, чтобы они могли практиковать глубокое мышление, работая с художественными текстами. Мы позаимствовали их у Марианн Вольф, нейробиолога, изучающего читающий мозг. В своей книге «Читатель, иди домой» Вольф утверждает, что «качество нашего чтения» является «показателем качества нашей мысли». Поскольку чтение художественной литературы требует мышления по аналогии - при котором читатели должны проводить параллели между содержанием текста и имеющимися у них знаниями, чтобы обрабатывать смысл, - это своего рода глубокое мышление. Мы сказали нашим студентам, что чтение и обсуждение художественной литературы является частью нашей подготовки как творческих, гибких и критически мыслящих людей.

Большинство наших студентов были удивлены этим заданием; большинству из них не предлагали читать художественную литературу в своих классах, помимо курсов по литературе. Мы надеялись, что, читая и обсуждая литературу в неожиданном контексте (на курсах MBA или MSC), студенты поймут для себя преимущества этого. Хотя мы специально не говорили о повышении эмоционального интеллекта или развитии как результате, мы хотели посмотреть, будут ли студенты затрагивать эти темы в своем обсуждении.

Зайферт дал два рассказа группе аспирантов в первом классе и первом семестре программы MSC в Вестминстерском колледже. Чтение и обсуждение историй на асинхронной онлайн-доске обсуждений было обязательным заданием для курса «Риторика и стратегические связи с общественностью». Были назначены рассказы «Человек в колодце» Ira Sher и «Как завывал северный ветер» Yu Hua. История Sher - о группе детей, которые обнаруживают человека, застрявшего в колодце. Они решают не искать помощи и вместо этого собираются навестить пойманного в ловушку человека в своего рода жуткой игре. В истории Hua рассказчика принимают за друга умирающего человека. По разным причинам рассказчик не раскрывает (или не может) раскрыть семье умирающего, что у них в гостях не тот мужчина. Зайферт выбрал именно эти истории, потому что они оба исследовали несколько ярких тем, включая ответственность, этику заботы, сочувствие, а также групповые отношения и поведение.

Студентов попросили прочитать рассказы и сделать посты по крайней мере дважды в течение недели. Зайферт предложил несколько начальных вопросов, чтобы вызвать дискуссию, но студентам была предоставлена ??полная свобода обсуждения того, что их больше всего интересовало. Все 14 студентов в классе выполнили задание, которое было оценено как полное или неполное, и все написали в сумме не менее 500 слов. Некоторые студенты написали 1000 слов или больше.

Большинство наших студентов было удивлено этим заданием; большинству из них не предлагали читать художественную литературу в их классах, помимо курсов по литературе

Между тем, студенты трех разделов обязательного курса MBA Клейтона по управленческой коммуникации в Университете Южной Флориды должны были прочитать «Бартлби, писатель: история Уолл-стрит» Германа Мелвилла. В рассказе Мелвилла рассказчик, юрист с Уолл-стрит, нанимает писаря (клерка) по имени Бартлби, который начинает отказываться работать после нескольких недель работы. Каждый раз, когда Бартлби просят выполнить задание, он просто отвечает: «Я бы предпочел не выполнять». История следует за попытками адвоката примирить эту ситуацию.

Клейтон потребовал, чтобы его студенты MBA прочитали рассказ и пришли в класс подготовленными, чтобы обсудить то, что они узнали из него. Затем он провел дискуссию в стиле Сократовского семинара в каждом классе, при этом примерно 60 процентов студентов присутствовали очно, а остальные дистанционно. После завершения обсуждения студенты выполнили задание, в котором они ответили на открытый вопрос об их опыте чтения художественной литературы в рамках курса MBA. Это задание считалось частью их оценки за участие в классе.

Что узнали студенты

Основываясь на обсуждениях учащихся (как в письменной форме, так и в гибридных классах), мы определили три темы, которые доминировали в беседах: сочувствие, индивидуальная и социальная ответственность и лидерство.

Сочувствие

Студенты класса MSC Зайферта повсеместно определили человека, брошенного в колодце в рассказе Шер, как центр повествования, несмотря на то, что рассказчик от первого лица - один из детей, которые решили не помогать этому человеку. Сосредоточение внимания студентов на человеке в колодце - персонаже, обладающем наименьшей властью - предполагает их готовность проявить сочувствие. Они выразили сожаление по поводу человека, который кричит: «Боже, вытащи меня. Я здесь уже несколько дней. Один студент назвал детей «дьявольскими и жестокими» и добавил: «Эти дети обращались с ним, как с крысой в окне колодца».

Изображение пойманного в ловушку животного стало темой последующих постов, побудив одного студента отметить: «Мы делаем это постоянно. «Мы», как и все человечество (и я), «делаем это» - мы игнорируем людей, которые явно страдают». Посты последующих обсуждений использовали этот комментарий для обсуждения «бездействия» как формы действия. Один студент отметил, что соучастие - важный фактор в нашей личной, профессиональной и общественной жизни. Она отметила, что история создана для того, чтобы заставить нас почувствовать «вину и дискомфорт», потому что, хотя мы никогда не бросали человека в колодце, мы все смотрели в другую сторону. «Это неправильно», - написала студентка. Другой сказал: «Единственное утешение, которое я нашел, - это возможность того, что дети извлекли уроки из этого и сожалеют о своем выборе».

Студенты класса MBA Клейтона боролись с тем, кому они больше всего сочувствовали в рассказе Мелвилла, с адвокатом или Бартлби. Один студент объяснил: «Что касается юриста, ему, похоже, действительно не хватало сочувствия, и он смотрел на Бартлби как на« проблему», а не как на человека». Другой студент истолковал, что адвокат заботится о Бартлби, говоря: «С одной стороны, [адвокат], кажется, проявляет сочувствие к Бартлби, и можно также задаться вопросом, не чувствует ли он себя виноватым в несчастье Бартлби». Это привело к длительным дискуссиям о том, что бы делал каждый студент, если бы он был на месте юриста, что явным признаком того, что студенты практиковали сочувствие.

Индивидуальная и социальная ответственность

Еще одна распространенная тема, к которой постоянно возвращались студенты обоих классов, - это количество и качество ответственности, которую мы несем друг перед другом. Они часто использовали эти истории как отправную точку, чтобы задать более серьезные вопросы о морали, указывая на то, что они придерживаются аналогичного мышления.

Например, ученики Зайферта интерпретировали человека, запертого в колодце в рассказе ШерSher, как метафору. Одна студентка предположила, что они хорошо представляют собой социальное пространство, в котором мы отвергаем реальности, которые не хотим признавать. Она написала: «Рассказчик говорит, что они никогда не могли увидеть человека в колодце, потому что было «слишком темно для этого, слишком глубоко». Это может символизировать, насколько глубоко и мрачно наше групповое мышление может изменить нас до такой степени, что мы не хотим брать на себя ответственность за свои мысли или действия, потому что мы боимся столкнуться с тем, что находится в глубине наших личных «колодцев».

Последующие студенты использовали эту идею, чтобы рассмотреть виды ответственности, которую компании несут перед клиентами и заинтересованными сторонами. Один из них написал: «Мы [в технологической индустрии] склонны сосредотачиваться на данных, поддающихся количественной оценке свидетельствах и историях, а также на анализе конкурентов, чтобы показать, что мы лучше других. Далее она говорит, что мы в конечном итоге упускаем из виду то, что действительно нужно людям и обществу, потому что мы делаем упор на поверхности того, что мы можем наиболее легко увидеть. Если бы дети в этой истории осознали необходимость ответственности перед другими, они бы выбрали спасение этого человека.

Это упражнение побудило студентов обсудить сочувствие, социальную ответственность и лидерство более подробно, чем студенты в классах, где мы не распределяли литературу.

Один из учеников Клейтона утверждал, что Бартлби взывает о помощи, а адвокат не желает или не имеет возможности удовлетворить эти потребности. Студент написал: «Наше сегодняшнее обсуждение позволило мне узнать о Бартлби, когда дело касается личной жизни / эмоций на рабочем месте. После утомительного психологического опыта на своей первой корпоративной работе я теперь знаю, что искать и о чем спрашивать на будущих собеседованиях». Этот и другие комментарии демонстрируют способность студентов применять идеи из рассказа в своей жизни.

Неудивительно, однако, что некоторые студенты были обеспокоены тем, что могут быть слишком ответственными за других. Ученики Зайферта были сбиты с толку тем, почему рассказчик в «Вое северного ветра» берет на себя слишком большую социальную ответственность. Один студент спросил: «Почему он согласился с тем, что у него есть моральное обязательство заботиться о семье, о которой он не знал или не имел отношения?» Другие задавали аналогичные вопросы и говорили, что их не смущает «более глубокая мораль», которой им не хватает. Никто не указал на то, что Hua проявлял ответственность за незнакомца, которую дети не смогли показать человеку в колодце. Этот надзор предполагает, что учащимся нужно больше руководства и времени, чтобы полностью развить свой ответ на сложные идеи, особенно в межкультурной среде.

Лидерство

Общей темой дискуссий в классе Клейтона на тему «Бартлби, писатель» была идея лидерства и того, как юрист должен (или мог бы) более эффективно справиться с ситуацией с Бартлби. Один студент отметил, что борьба адвоката полностью находила отклик у него: «Я был связан с адвокатом и его внутренней борьбой за то, как он поступает с Бартлби. Я почти почувствовал себя на его месте. ... Читая Бартлби, можно многое узнать о лидерстве».

Другие студенты признали, что на их рабочих местах есть сотрудники в стиле Бартлби, которые бросают вызов руководству. Это привело к дискуссии о том, как могло бы выглядеть эффективное руководство таким сотрудником, как Бартлби. Один студент написал: «У всех нас будет «Бартлби» в нашей работе среди наших сотрудников или коллег. В моей голове и в том, что я понял из этой истории, я должен попытаться понять, что мотивирует и что дает людям цель в качестве первого шага. Что я могу сделать, чтобы их цель и мотивация совпадали с целями организации? »

Открывая двери для новых разговоров

Хотя трудно (если не невозможно) оценить, какое влияние чтение художественной литературы может оказать на эмоциональный интеллект или другие когнитивные навыки учащихся, мы можем сказать, что задание художественной литературы для обсуждения в профессиональном классе аспирантуры открыло двери для разговоров, которые мы хотели бы не было иначе. Также возможно, что наши самые талантливые ученики уже были искусными в обработке и выражении эмоционального сочувствия.

Мы также можем сказать, что это упражнение побудило студентов обсудить сочувствие, социальную ответственность и лидерство более глубоко, чем студенты в классах, где мы не распределяли литературу. Студенты продемонстрировали больший энтузиазм и желание углубиться в рассказы, чтобы выявить аналогичные связи с их профессиональной жизнью. Один из учеников Клейтона написал: «Я был приятно удивлен, что нам пришлось читать художественную литературу для этого класса. Мне очень понравилось обсуждение этого чтения, которое мы провели в классе, и то, как мы смогли связать этих вымышленных персонажей и сценарии с реальными ситуациями на рабочем месте».

Чтение и обсуждение художественной литературы - часть нашей подготовки творческих, гибких и критически мыслящих людей.

Студенты, казалось, осознавали, без подсказки, что они выстраивали свой репертуар навыков. Один студент в классе Зайферта написал: «У меня была мысль (и, возможно, слишком много холодного кофе): я думаю, что чтение художественной литературы помогает нам стать лучше [организационными лидерами], потому что оно открывает наши умы для других точек зрения. Тот факт, что у меня было так много вопросов, показывает, как мой мозг пытался взглянуть на эту историю со всех сторон. Возможность интерпретировать что-то с чужой точки зрения жизненно важна [...] ».

Студент из класса Клейтона резюмировал то же мнение несколько иначе: «Я действительно считаю, что любое введение в искусство (музыку, искусство, литературу, танцы) повышает ценность более «технических» дисциплин, таких как бизнес. Любые совместные обсуждения тем, людей, принятия решений, конфликтов и этики приветствуются и должны быть включены в процесс развития менеджеров и лидеров». Мы согласны.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования