❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ РЕКТОР МШУ "СКОЛКОВО" АЛЕКСАНДР КИМ: «ДЛЯ НАС ВАЖНЫ СТРАНА И МИР, НО СТРАНА - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»
Какова эффективность обучения эмоциональному интеллекту?
На Западе распростанено выражение «IQ Gets You Hired, EQ Gets You Promoted» (IQ дает работу, EQ - продвижение) и это действительно так. Например, согласно исследованиям Carnegie Institute of Technology, финансовый успех на 85% обусловлен личностью человека, его способностью общаться, вести переговоры и руководить, т.е. эмоциональным интеллектом. Остальные 15% обусловлены техническими знаниями.
Обычно все ссылаются на американского психолога и журналиста Д. Гоулмена, хотя он и не являетмя основателем этого направления. В книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Гоулмен выделяет 5 компонентов эмоционального интеллекта (ЭИ): самоанализ, саморегулирование, внутреннюю мотивацию, сочувствие (эмпатию) и навыки общения.
Некоторые авторы предлагают считать ЭИ «основой менеджмента 21 века», кто-то просто считает панацеей при решении сложных управленческих задач. И было бы удивительно, если бы бизнес-школы и тренинговые компании прошли мимо этой благодатной темы. На программах МВА курсы по развитию ЭИ «прописались» уже десять лет назад; в последние годы тренинги по ЭИ стали одной из «фишек» у продвинутых бизнес-тренеров.
Нисколько не умаляя смысл и полезность развитого ЭИ у менеджеров, задаюсь вопросом: а можно ли его развить на курсах и тренингах? Это не PMBoK в проджект-менеджменте, который можно изучить на логико-понятийном уровне, человеческая психика - штука посложнее. Я знаю многих выпускников бизнес-школ из числа руководителей, изучавших на MBA курс по эмоциональному интеллекту (и прошедших тренинги), однако так и не сумевших существенно «улучшить» свои способности, данные природой и воспитанием.
Для измерения ЭИ используют две методики: анализ самоопросников испытуемых и анализ тестов и решения задач. Ученые государственного университета Колорадо (США) задались целью определить возможно ли обучать эмоциональному интеллекту и какова эффективность такого обучения. Victoria Mattingly и Kurt Kraiger проанализировали данные 58 исследований на эту тему. В своей статье «Can emotional intelligence be trained? A meta-analytical investigation» они делают вывод: результаты тренингов ЭИ имеют "умеренный положительный эффект".
Интересно, что размеры положительного эффекта от тренингов ЭИ в опубликованных исследованиях были выше, чем в диссертациях (хотели приукрасить для публики? ).
Безусловно, обнаруженный скромный результат - далеко не приговор «основе менеджмента 21 века». Будем считать результат промежуточным; тема эмоционального интеллекта обширна и исследований будет еще много. А бизнес-школам, наверное, стоит задуматься, какова результативность обучения эмоциональному интеллекту на их программах МВА.