Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


06.04.2021 / Элина Исагулова, вице-президент Mail.ru Group, b2b-коммерция и операционное управление
Источник: РБК тренды

Кейс: как обучить топ-менеджмент цифровой грамотности


О цифровой трансформации часто говорят, но многие продолжают подходить к этому процессу точечно и недооценивают его значимость. По данным KPMG, более чем у 60% российских компаний есть разработанная программа цифровизации. Но на деле она чаще всего представлена краткосрочными пилотными проектами.

В 2020 году потребность в цифровой зрелости бизнеса стала особенно острой. Но не все компании были готовы к этому как технологически, так и с точки зрения развития цифровых компетенций сотрудников.

Это доказывают и результаты исследования PWC Digital IQ 2020: 62% топ-менеджеров крупных российских компаний считают одним из барьеров цифровизации отсутствие навыков и ресурсов для внедрения ИТ-проектов.

При этом чаще всего решения о цифровизации, по данным PWC, принимают CEO или владельцы бизнеса (56%) и директора направлений (20%). Перед управленцами стоит сложная, комплексная и долгосрочная задача. Mail.ru Group запустила бесплатную программу Executive Digital MBA для 50 топ-менеджеров компаний. Ее основная цель - помочь бизнесу ускорить развитие цифровых компетенций. Первый набор стартовал в сентябре и завершился в декабре 2020 года.


Предпосылки создания программы

Трансформация требует развития компетенций людей и культуры изменений в компании. С одной стороны, сотрудники должны понимать, зачем нужны инновации и как с ними работать. С другой - руководство обязано осознавать задачи трансформации, быть готовым к рискам и экспериментам, а также к долгосрочным инвестициям в этот процесс. Мы запустили собственную бесплатную программу, чтобы помочь руководителям разобраться с вопросами и задачами, которые перед ними стоят.

Реализация

У топ-менеджеров очень высокая загрузка, из-за чего сложно найти время на личную жизнь, не то чтобы на обучение. Тем более, основной курс приходился на осень - высокий сезон для бизнеса. Поэтому мы сделали образовательный процесс гибким: все занятия записывались, посмотреть видео можно было в любой удобный момент, время занятий корректировалось в зависимости от фидбека обучающихся. Это помогло участникам и экспертам распределять свое время эффективно.

При разработке программы мы опирались на опыт уже зарекомендовавшего себя на рынке курса Mail.ru Group Digital MBA. Ключевое отличие программ в том, что фокус Digital MBA - на создании цифрового продукта. Обучение же топ-менеджеров в рамках нового курса Executive Digital MBA рассчитано на понимание системного подхода к трансформации, и блок про цифровой продукт - одна из его частей.

Мы получили более 300 заявок со всей России, из которых было очень сложно выбрать 50 человек, в итоге приступивших к обучению.

Как выбирали кандидатов на обучение

При отборе участников одним из главных критериев для нас было наличие опыта работы с технологиями. Мы выбирали специалистов, которые уже столкнулись с конкретными вопросами или проблемами на пути внедрения цифровых инструментов.

Также команда программы смотрела на то, насколько запросы потенциальных участников отвечают задачам и целям программы. Многие запросы кандидатов были слишком общими: привлечь инвестиции, увеличить прибыль и количество клиентов. Мы же ориентировались на более конкретные формулировки, касающиеся непосредственно внедрения цифровых решений или перестраивания бизнес-процессов.
На обучение к нам пришли специалисты различных отраслей: маркетинговой, финансовой, транспортной, пищевой и других.

Участников разделили на две группы - руководителей направлений в крупном бизнесе и управленцев небольших компаний:

  • Программа для крупного бизнеса состояла из четырех модулей, посвященных ключевым аспектам цифровизации: «цифровая трансформация», «бизнес-процессы», «цифровые технологии», «участники цифровой трансформации».
  • Для малого бизнеса обучение включало следующие модули: «цифровая трансформация бизнеса», «трансформация продукта», «изменение бизнес-модели» и «HR-трансформация».

Каждый модуль включал изучение методологии во время лекций и ее отработку во время практических вебинаров с привлеченными экспертами, на которых они рассказывали о том, как внедряли цифровые инструменты в своих компаниях. В отдельный день участники в группах прорабатывали вопросы и проблемы, с которыми они сталкивались при автоматизации процессов в своих организациях или на практике разбирали учебные кейсы по итогам пройденной темы.

Адаптация и сложности

Во время программы мы собирали обратную связь от участников и при необходимости корректировали ее. Например, изначально у нас была гипотеза о том, что топ-менеджеры не захотят тратить свое время на домашние задания. Но уже на первых этапах мы получили запрос от участников на самостоятельную проработку каждого модуля. Поэтому мы начали давать им дополнительные задания домой - например, решение кейсов, разработку идей для новых цифровых продуктов или прохождение тестирования для разбора предстоящей темы. Интересно, что для решения «домашки» руководители не только работали самостоятельно, но и проводили внутренние воркшопы в своих компаниях.

Во время обучения команда проекта меняла подход к отбору экспертов в программу. В первую очередь это было связано с тем, что уровень подготовки участников оказался выше, чем мы предполагали на старте. Поэтому наши специалисты тщательно подходили к поиску внешних экспертов из крупнейших компаний российского рынка, у которых есть практический опыт цифровой трансформации бизнеса. Специалисты представляли различные отрасли: нефтегазовую сферу, ретейл, технологические компании и другие направления. Для нас было важно, чтобы у человека был опыт внедрения цифровых проектов как минимум в нескольких компаниях. Эксперты программы для топ-менеджеров должны понимать задачи и масштаб проблем управленцев бизнеса, быть с ними на равном уровне по экспертизе и говорить на одном языке.

Наши специалисты выстроили программу так, чтобы процентное соотношение теоретических и практических уроков было одинаковым. Так как возможности учиться в группах офлайн не было, этот опыт переносили в онлайн.

Результаты

Более 90% участников группы топ-менеджеров прошли программу до конца. По среднему и малому бизнесу этот показатель был немного ниже. Это связано с тем, что для предпринимателей более актуальны и интересны курсы по привлечению инвестиций и финансированию, нежели по цифровой трансформации.

Наши гипотезы на старте частично подтвердились: многие участники отметили, что до прохождения программы они понимали важность цифровой трансформации бизнеса, но не имели комплексного представления о ней. Далеко не все руководители знали, какие есть инструменты автоматизации, как их внедрять, кто и как это должен делать.

Несмотря на то, что цифровизация - долгосрочный процесс, по окончании курса участники уже начали применять полученные знания на практике. Например, стали разрабатывать дорожные карты для трансформации предприятия, формировать новые проектные команды и даже новые направления бизнеса, начали взаимодействовать с технологическими партнерами. Так, компания Unilever в России на основании одного из предложенных фреймворков провела встречу с бизнес-командой по формированию приоритетов на 2021 год. Во время встречи удалось выявить болевые точки и определить для них возможные цифровые решения, а также расставить приоритеты с учетом бизнес-целей и ресурсных ограничений.

Планы и перспективы

Так как первый пилот прошел успешно, мы решили продолжить развитие программы Executive Digital MBA - обучение второго потока начинается в апреле 2021-го. В новом наборе мы будем делать фокус на средний и крупный бизнес. Наполнение тоже будет трансформироваться. Например, мы планируем вынести блок «разработка цифрового продукта» из модуля «бизнес-процессы» в самостоятельный и более детальный этап обучения.

По итогам пилота стало понятно, что культура изменений в компании требует большего внимания в рамках обучения. Мы будем начинать и заканчивать программу именно этим модулем, так как на российском рынке этой теме обычно не уделяется должного внимания. Кроме того, мы добавим дополнительный сквозной кейс в программу, который позволит отработать все полученные знания комплексно, а не только по отдельным темам. В связи с изменениями программа может длится дольше - не 2,5, а 4 месяца.

Источник


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования