Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


14.01.2012 / Сергей Кравцов, бизнесмен, МВА
Источник: mba.su

Когда у сапожника появятся сапоги?


Как известно, сапожник часто оказывается без сапог. То ли по причине постоянной и страстной погони за клиентом, то ли по банальной ленности («и так сойдет»). Похоже, российские бизнес-школы, взявшие на себя миссию учить бизнесменов бизнесу, никак не могут сами стать в полной мере таковым. То есть, продемонстрировать рынку примеры эффективного менеджмента и маркетинга, без чего никакое развитие невозможно. Подобную мысль высказывал еще пару лет назад мой коллега, президент Российской Лиги МВА Юрий Тазов, анализируя стратегии развития школ бизнеса в кризис 2009 года. Однако на носу уже следующий кризис, а ситуация, за небольшим исключением, все та же.

Я получил степень МВА зарубежной школы и лет десять занимаюсь медицинским бизнесом, и кажется, довольно успешно. В обучении что-то было очень полезным, что-то - совершенно бесполезным. Но главное, МВА дало некий толчок в развитии личностных качеств, необходимых для бизнеса, научило анализу, умению принимать решения и т.д. Так вот, на мой взгляд, бизнес, если опустить разумеющуюся прибыль - это, в первую очередь, творческий процесс, направленный на совместную с клиентом деятельность по предоставлению ему качественных товаров и услуг. Скажете, очень банальное определение? Согласен, я не изобрел очередной числовой комбинации «Р», чем так любят щеголять кабинетные маркетологи, главным субъектом воздействия для которых является не клиент, а собственное руководство. Красота определений не столь важна - мы  же делом занимаемся, а не щеки надуваем!

Здесь были два важных, на мой взгляд, слова «творческий» и «совместно». Много ли за последнее время появилось новых программ для бизнеса, предлагающих практические решения наболевших проблем сегодняшнего дня? Много мы видели интересных маркетинговых компаний бизнес-школ? Неожиданных находок, пиар-акций наконец? Выше руки, господа! Увы, почти везде одно и то же: на фоне пропыленной «классики жанра» страстные призывы - как правило, людей, не учившихся на МВА - «Приходите к нам учиться! Это решит ваши карьерные проблемы!». Об этом нам с показным оптимизмом рассказывают на выставках молодые девушки-стендистки и солидные кандидаты наук без  какого-нибудь опыта работы в бизнесе.

Кстати вопрос: много ли в наших бизнес-школах работает людей, имеющих опыт собственного бизнеса? Не опыта работы менеджером в бизнес-структуре, а опыта решения реальных проблем бизнеса в менеджменте, финансах, маркетинге, логистике и пр.? Думаю, что ничтожно мало. На одной из конференций  я услышал забавный ответ на вопрос, должны ли работники бизнес-школ сами быть бизнесменами. Один руководитель школы бизнеса ответил вопросом на вопрос: «А должны ли орнитологи уметь летать?» Остроумно, что скажешь! Но на поверку, и только. Ведь орнитологи не учат птиц летать, они их только изучают. Бизнес-школы, наоборот, пытаются учить людей вести бизнес, следовательно, им самим нужно обладать менталитетом и взглядом бизнесмена, который всегда смотрит «со стороны клиента».

Но чтобы смотреть под этим углом зрения, нужно представлять себе потребности клиентов, хорошо знать рынок, изучать его совместно с клиентом. А вот как раз с изучением у «орнитологов» как правило, дела обстоят не очень хорошо. Мало кто анализирует, что хочет рынок (если бы такой анализ проводился, он бы воплощался в конкретных предложениях); большинство программ являются перепевами все той же МВА. Когда-то кто-то из русских писателей писал, что «если хорошенько поскрести русского, появится татарин". В отечественном бизнес-образовании если «поскрести» любую программу, то увидишь МВА. Особенно остро отсутствие исследований сказывается на самих программах, особенно, на DBA, которые как бы должны давать своим участникам навык ведения исследований в бизнесе. Но кто этому научит - преподавателей, ведущих исследования, остались единицы, остальным некогда.

Скоро очередная выставка по бизнес-образованию. Планирую посетить ее, но не ради простого любопытства, а с прицелом на будущее обучение. Неужели опять услышу знакомое: «Приходите к нам учиться! Мы решим ваши карьерные проблемы!»?


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования