Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


29.04.2022 / Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА
Источник: MBA.SU

Нужно ли «переизобретать» МВА?

Нужно ли «переизобретать» МВА?

Тяга к изобретательству сидит почти в каждом из нас. Порой так хочется осчастливить человечество чем-то новым, например, «переизобрести» МВА! Подобных намерений за время существования МВА было множество, но где они теперь? Изобретения бывают разного уровня: одни из них эффективно и остроумно решают поставленную задачу, другие - просто вызывают улыбку. В свое время мне приходилось видеть много  изобретений, среди которых попадались весьма забавные. Один незадачливый изобретатель предложил «козу-газонокосилку» в качестве экологичного средства малой механизации: мало того, что коза ест траву, не потребляя энергии, так вдобавок еще и удобряет вверенный ей газон. Дело было за малым: обеспечить одинаковую высоту «стрижки» (для чего козе под челюсть подвязывался упор) и для предотвращения неравномерного вытаптывания травы козу ставили...на лыжи.

Каждый изобретатель критикует старое, чтобы доказать преимущества своего изобретения. Однако не все из критикующих любят сильно углубляться в анализ существующего; проще заявить, что оно не соответствует запросам сегодняшнего дня, и нужно его «переизобрести», прозрачно намекая этим на собственные изобретения, лишенные всяческих недостатков.

Жизнь подбросила «изобретателям» прекрасный шанс заявить о себе, используя в качестве повода уход из российского бизнес-образования зарубежных преподавателей, на которых якобы все эти годы в России держался «настоящий МВА». Однако те, кто предлагает теперь что-то срочно менять в обучении на МВА, явно находятся в плену привычных представлений прошлого и не знают, что за тридцать лет российское бизнес-образование (как и российский бизнес) в лучших своих представителях давно встало вровень с западным, опирается на хороший отечественный преподавательский корпус, имеет свои оригинальные разработки.

Автор статьи в Forbes «Бизнес-образование приходится срочно переизобретать»: что будет с российскими МВА» обильно цитирует экспертов, главным образом, из «Сколково», а также - представителей неизвестных широкой публике «бизнес-школ» (которые, к слову, не ведут обучение по программам МВА) и рекрутеров. Характерно, что среди желающих «переизобрести МВА» не оказалось представителей российских бизнес-школ, реализующих отечественные программы МВА.

Что же случилось? Главной проблемой эксперты называют «массовый уход западной профессуры и приостановку партнерств с иностранными вузами». Можно понять представителей бизнес-школы «Сколково», сетующих на то, что отсутствие западных преподавателей сильно ударит по российскому бизнес-образованию. Ведь «Сколково», как международная бизнес-школа, а равно и другие международные программы, изначально были «заточены» на привлечение зарубежных преподавательских кадров. Но так было далеко не у всех, и в отношении «удара по всему российскому бизнес-образованию» автор сильно сгущает краски - у подавляющего большинства российских бизнес-школ такой проблемы нет - они всегда опирались на российских преподавателей, экспертов и бизнес-тренеров, хотя вопрос с зарубежными стажировками, предусмотренными большинством российских программ МВА, им нужно будет как-то решать.

Идя в русле, во многом, надуманного бизнес-образовательного апокалипсиса, эксперты обращают внимание на «историческую проблему российского бизнес-образования: «много теоретиков, мало практиков». Это не совсем так - практиков в российском бизнес-образовании много. Проблема в другом: нелегко найти преподавателя, сочетающего практический опыт с глубокими теоретическим познаниями, и при этом, умеющего «держать» взрослую аудиторию и методически правильно обеспечивать учебный процесс. Но такие преподаватели в российских бизнес-школах есть. Попутно возникает вопрос: а много ли было среди ушедших зарубежных преподавателей опытных практиков из бизнеса? Может кто-то поправит меня, но среди резюме зарубежных преподавателей мне попадались не они, а профессора с опытом консалтинга десяти-пятнадцатилетней давности. Консалтинг и непосредственная реализация реальных бизнес-проектов, как мы понимаем, это не одно и то же.

Другой эксперт из неназваннной «бизнес-школы РАНХИГС», говорит, что российские преподаватели «адаптируют под нашу реальность знания, полученные у западных коллег, но собственные наработки мало у кого есть». Видимо, такой широкий вывод был сделан на основании глубокого изучения российских программ МВА и тестирования отечественных преподавателей бизнес-школ? Эксперт идёт дальше и не оставляет камня на камне от российского бизнес-образования, говоря, что «многие предметы у нас подаются хаотично, бессистемно, без привязки к общей картине экономических процессов, и выпускники просто не знают, как потом применять эти знания». И это обобщение выглядит таким же голословным, как и предыдущее, если, конечно, оно не основано на собственном опыте обучения. Тогда это - частный случай, жаль, что эксперту так не повезло с обучением.

Вольное обращение с цифрами всегда неизбежно приводит к неверным выводам. В статье автор рубит наотмашь, утверждая, что «Минусом отечественных бизнес-школ всегда был их невысокий престиж. По данным исследования кадрового агентства Hays, 42% российских компаний предпочитают кандидатов с зарубежными бизнес-дипломами». Дьявол, как всегда, сидит в деталях, которые верхогляды обычно не замечают. Во-первых, цитируемое исследование Hays относится к 2016 году, и понятно, что текущая ситуация может отличаться от той, что была шесть лет назад. Но это даже не столь существенно, важно другое. Не «42% российских компаний», а - российских и международных, причём российских в опросе было 22%, т.е. меньшинство. Для международных компаний естественно и понятно предпочитать кандидатов с западным МВА, других они не знают. И даже при трехкратном перевесе представителей международных компаний в этом опросе весьма показателен ответ «без разницы, от какой бизнес-школы, главное - МВА» (25% опрошенных).

На словах можно равняться хоть на первую десятку рейтинга Financial Times, хоть на вторую, но их преподавателей, ведущих занятия на регулярной основе в наших школах, мы не видели. Возможно, кто-то найдёт исключения, но они только подтвердят факт отсутствия сколько-нибудь значительного участия западных преподавателей в российском бизнес-образовании, гостевые мастер-классы мы здесь не рассматриваем. Речь здесь  не о плюсах и минусах для отечественных слушателей МВА, просто такова реальность. Так что какой-то глобальной катастрофы не произошло.

Зарубежные бизнес-школы тоже бывают разные, и их престижность априори не очевидна. Например, насколько престижно получить МВА в зарубежной бизнес-школе, например, какой-нибудь # 200 с лишним в мировом рейтинге? И совсем не факт, что выпускник такой западной бизнес-школы (а очень многие заканчивали отнюдь не топ-10), получивший знания на западном материале, будет иметь преимущество у российского работодателя, которому, конечно, интересны «секреты финансового гиганта Morgan Stanley», но не настолько, чтобы на них основывать собственную рыночную стратегию.

Главный вывод статьи - «Эксперты сходятся в том, что российское бизнес-образование приходится срочно «переизобретать», а вузы, единственным козырем которых была международная аккредитация, обречены на провал» так и остался без всякого серьезного обоснования. «Переизобретать» МВА в авральном порядке, конечно, никто не собирается, а вот постоянно вести работу по модернизации и улучшению программ - задача, которая всегда стоит перед ответственными российскими бизнес-школами. И «провал», который сулят эксперты бизнес-школам, имеющим такой козырь, как международная аккредитация, маловероятен. Если у школы есть серьезная международная аккредитация (например, от ассоциаций «тройной короны»), это уже хорошая бизнес-школа, а значит козырей у нее достаточно, и главный из них - качественное обучение, благодаря эффективно выстроенным бизнес-процессам, затрагивающим все стороны образовательной деятельности школы.

И снова к вопросу о точности публикуемой информации: международная аккредитация есть не только у школ, упомянутых автором статьи, включая «Сколково», МИРБИС, Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. На самом деле, таких российских бизнес-школ значительно больше: четырнадцать аккредитованы АМВА, две - AACSB и две - EFMD. Что касается присутствующей в этом списке «Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ», то она как самостоятельная единица не существует с сентября 2020 года, и вошла в состав Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, у которой пока таких аккредитаций нет.

В заключение - цитата из статьи, которая, без сомнения, вызовет улыбку у каждого, кто реально, а не понаслышке, знаком с предметом обсуждения. Этот перл даже не хочется портить комментарием. Он таков: «Приостановка выдачи международных сертификатов может мотивировать студентов к учебе, потому что больше нельзя будет «прикрываться» дипломом. Многие обладатели MBA на практике беспомощны в бизнесе».

Если есть люди, которые действительно верят в этакую реальность, почему бы им не заняться изобретательством? Новую МВА они вряд ли придумают, а какую-нибудь очередную "козу на лыжах" - вполне. Творческий процесс всегда увлекателен. Изобретайте, господа!

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования