Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


06.07.2020 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

Онлайн-МВА: триумф откладывается


Казалось бы, коронавирусная ситуация играет на руку провайдерам дистанционного обучения, которое у нас, без всяких на то оснований, любят называть онлайн-обучением. Все вокруг топят за онлайн, справедливо видя в «удалёнке» единственный на сегодня вариант реализации учебного процесса. Почему же участники рынка, продвигающие программы, заявленные как «онлайн-МВА», вынуждены сильно снижать стоимость программ?

Похоже, у потребителя программ МВА так и не сформировалось убеждение в том, что качественно формат онлайн равноценен очному. Да и до пандемии разговор вокруг «онлайн-МВА» крутился, в основном, вокруг их доступности (дешевизны) и, крайне редко - об их содержании, и том, насколько оно равноценно МВА в очном формате.

С недоверием к онлайн-МВА относятся и за рубежом - по данным мартовского опроса на американском сайте Poets & Quants, только 17% потенциальных студентов MBA сообщают, что они готовы посещать онлайн-занятия, а 96% студентов говорят, что этим они упускают такой опыт на кампусе, как очные индивидуальные занятия, участие в совместных учебных мероприятиях, нетворк с одноклассниками и отношения с преподавателями.

Как постепенно становится очевидным, в «правильном» онлайне не обойтись без использования дорогостоящих технологий, создающих образовательные и игровые среды, экосистемы и т.д. Программными средствами создать необходимую среду взаимообучения и консалтинга друг друга опытными, практическими менеджерами очень непросто. Такую атмосферу не восполняют форумы и скайп-сессии с малознакомыми одногруппниками. Есть ZOOM и другие прибамбасы, но для реальной групповой работы, которая существует в очных форматах, этого мало.

Иными словами, сделать качественный онлайновый аналог очных программ МВА, очень сложно, для этого необходимы технологии, которых пока ни у кого нет. Примерно об этом недавно сказал ректор РАНХиГС Владимир Мау; по его словам, качественное дистантное образование обойдется вузам дороже «оффлайнового» - организация процесса требует серьезных вложений. Здесь слово "качественное" является ключевым.

Для классических программ МВА ведущих бизнес-школ «онлайн» сейчас - это временное отступление, которое будет компенсировано очными занятиями, как только отступит пандемия. Для провайдеров онлайна в этих условиях, пожалуй, единственный выход - заявлять об "уникальности" своих программ, которые "лучше" или "практичнее", и которым, в силу этого, необязательно быть похожими на классические программы МВА.

Сторонники онлайна, убежденные в высоком качестве существующих онлайн-МВА, возражают: эти дипломы считаются равноценными дипломам МВА очных форматов. Формально говоря, это так, но МВА - история не для тех, кто стремится подешевле купить «корочки», а для серьезных менеджеров. Критически важно, какие знания и навыки получит слушатель, и каких результатов он сможет достичь благодаря им. Будет ли он «натаскан» на решение конкретной задачи или овладеет искусством бизнес-проектирования в разных средах и сферах бизнеса. Представляется, что к этому провайдеры онлайн-бизнес-образования еще не готовы. Поэтому соглашусь с экспертами, считающими, что до анонсированного энтузиастами «триумфа» онлайн-МВА пока далеко.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования