Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.08.2021 / Екатерина Алексеева, руководитель направления MBA в Skillbox
Источник: РБК Тренды

По следам Fortune 500: зачем руководителям получать MBA

У 40% руководителей из Fortune 500 есть MBA, но степень они получили в разном возрасте и на разных этапах карьеры. Разбираемся, когда топ-менеджеру следует поступать в бизнес-школу и прокачивать навыки ведения бизнеса

В каком возрасте пора получать MBA?

Глава Apple Тим Кук получил степень MBA в 28 лет - к этому моменту он уже несколько лет проработал на позиции топ-менеджера в IBM. Сатья Наделла занимал менеджерскую позицию в Microsoft, а в бизнес-школу поступил в 29, когда его карьера уже была на пике. Глава Google Сундар Пичаи получил MBA в 30, проработав несколько лет инженером в разных компаниях Кремниевой долины.

Как видно, все они получили степень МВА ближе к 30 годам и к тому моменту уже построили успешную карьеру. Вероятно, Кук, Наделла и Пичаи добились бы успеха и без степени. Но образование помогло им совершить карьерный рывок. Пичаи отмечал, что бэкграунд Уортонской школы бизнеса позволяет ему хантить лучших людей в Google, а Наделла признавал, что бизнес-образование придало ему уверенности, которой ему так не хватало. Будущие CEO глобальных корпораций почувствовали, что настал момент для нового этапа - и поступили в бизнес-школу.

В целом, MBA-программы не устанавливают формальных возрастных рамок. Но считается, что лучше прокачивать управленческие навыки в более молодом возрасте. Например, в США принято получать бизнес-образование в 27-28 лет, а в России средний возраст студента MBA - 34-39 лет. И глобально этот показатель растет: хотя по статистике Financial Times он стабильно держится на отметке 28 лет, возрастной разрыв между учащимися увеличивается. Поэтому сегодня в бизнес-школы поступают как 23-летние, так и 55-летние. Причем и тех, и других становится все больше.

Этот тренд поддерживают и аккредитационные комиссии - с недавних пор при оценке новых бизнес-школ они обращают внимание не только на гендерное разнообразие в составе учащихся, но и на возраст студентов. Считается, что участники смешанных групп будут обмениваться опытом и экспертизой, что поможет им выйти из информационного пузыря и по-новому взглянуть на многие вещи.

На демографию MBA влияет и смена поколений. Так, в США и Европе миллениалы и зумеры чаще делают перерыв в учебе после окончания школы или колледжа, а также берут саббатикалы (долгосрочные отпуски за свой счет или за счет работодателя). Неудивительно, что средний возраст студентов бизнес-школ увеличивается.

Еще одна общая черта большинства кандидатов на MBA - это опыт работы. Например, в крупных американских бизнес-школах учатся студенты, которые проработали на разных позициях от нескольких месяцев до 13 лет, а в российских школах - от 3 до 15 лет. Влияет и локальная специфика - например, в России предприниматели и менеджеры в регионах поступают на MBA позже, чем москвичи - не в условные 30, а в 36-40 лет.

В любом случае, возраст и опыт - не главные и не единственные маркеры. Не так важно, сколько лет и в какой индустрии вы проработали, а также какой год рождения указан в вашем паспорте. Определяющую роль играет мышление и наличие внутренней мотивации.
Эволюция MBA

Долгое время степень магистра делового администрирования считалась маркером самых успешных CEO - по крайней мере на Западе. Если почти половина топов из рейтинга Fortune 500 обладает степенью MBA, то нужно непременно повторить их путь, иначе не добиться успеха. За рубежом работодатели действительно чаще отдавали предпочтение выпускникам бизнес-школ: им предлагали более высокую зарплату и перспективные должности. В России формата MBA долгое время просто не существовало. И хотя число бизнес-курсов со временем возросло, традиция пока еще не сформировалась. В результате сегодня только 60% работодателей считают диплом MBA конкурентным преимуществом кандидата.

Часто компании не выгодно развивать бизнес-мышление у сотрудника - есть риск, что специалист радикально изменит карьерную траекторию, отрасль или запустит свое дело. И опасения подтверждает статистика: в среднем около 70% слушателей курсов MBA меняют работу после получения степени. Они видят новые пути решения проблем - часто непривычные и нестандартные. Для консервативной компании это скорее риск, а для корпорации, которая стоит на пороге цифровой (и любой другой) трансформации, это скорее преимущество.

Признаки того, что вам пора получать MBA

Профессор Школы бизнеса Мичиганского университета Ноэль Тичи считает, что практический опыт приобретается в трех зонах:

  • комфорта
  • паники
  • обучения

В зоне комфорта мы учимся медленно и не слишком эффективно - например, когда изо дня в день повторяем одно и то же. В зоне паники прокачиваем навыки, решая срочные горящие задачи. А в зоне обучения грамотно и последовательно осваиваем новое. Большинство компаний - как в России, так и в мире - находятся в первой и второй зоне.

В комфортной среде руководитель и сотрудники довольствуются тем, что есть. Они выполняют рутинные задачи, получают умеренные результаты и не хотят ничего менять. В зоне паники вся команда находится в состоянии аврала и импровизации - решения приходится искать на ходу, а риски возрастают. И, наконец, зона обучения - это идеальная среда, в которой навыки прокачиваются, а знания приобретаются осознанно от соприкосновения с новым. Бизнес-школы как раз помогают выходить из зоны комфорта и экспериментировать, но при этом следовать стратегии, не поддаваясь панике. С одной стороны, они учат рисковать, а с другой, подсказывают, как амортизировать риски.

Интересно, что об MBA часто задумываются менеджеры, которые уже преодолели первые кризисы и добились первых успехов, но поняли, что этого недостаточно. Это может быть как период стремительного роста, так и период спада или стагнации. Вот несколько сценариев, с которыми чаще всего сталкиваются кандидаты на поступление в бизнес-школы:

Карьерный тупик: отсутствие движения и развития на текущей позиции. Например, вы поднялись до уровня топ-менеджера и по ощущениям достигли потолка. Развития нет, движения тоже, но при этом хочется большего.

Карьерный взлет: вы совершили «квантовый скачок» и внезапно для себя подобрались к позиции CEO, но есть ощущение, что пока вы не готовы к новой роли. Нужно систематизировать свои знания и опыт, а заодно восполнить пробелы.

Карьерная развилка: долгое время вы проработали в корпорации, но хотите открыть свое дело или сменить индустрию. Есть идея бизнеса, есть желание уйти из найма или перейти в новую отрасль, но есть опасения, что затея провалится, потому что не хватает бизнес-практики и знаний.

Отсутствие стратегического видения: бизнес-образование не обязательно провоцирует радикальные перемены в карьерной траектории. Вполне вероятно, что после MBA вы продолжите работать на прежнем месте, но по новым правилам. Изучая новые фреймворки и методологии, вы получите так называемый helicopter view (взгляд с высоты) - более объективную картину происходящего. Условно, владелец небольшого магазина после получения степени не станет CEO крупного e-commerce стартапа и не откроет сеть супермаркетов, но настолько эффективно выстроит процессы внутри одной структуры, что увеличит прибыль в 5-10 раз.

Во всех четырех случаях у руководителей есть одна общая черта - неудовлетворенность текущим положением дел и стремление к росту. Они всегда стремятся к большему, хотят во всем разобраться и что-то изменить.

Для многих предпринимателей обучение в бизнес-школе - это своего рода взлом роста (growth hacking). Речь не идет о традиционных программах, которые дают классический набор знаний о ведении бизнеса. Современные MBA делают ставку на digital-направления, нетворкинг, развитие лидерских навыков, коммуникацию с экспертами и обмен опытом.

На что еще обратить внимание при выборе бизнес-школы:

1. Местоположение. Если вы планируете строить карьеру и вести бизнес в России, то получать степень лучше тоже в РФ - так вы лучше вникнете в локальную специфику и выстроите связи с местным бизнес-сообществом. И наоборот - если готовитесь осваивать новые рынки, стоит поступать в иностранные бизнес-школы и заниматься нетворкингом в стране присутствия.

2. Экспертиза. Изучите биографии преподавателей и приглашенных экспертов* - есть ли у них релевантный опыт, насколько он вам близок, сможете ли вы почерпнуть что-то полезное. Хорошо, если в преподавательском составе есть предприниматели и CEO с многолетним опытом. А вот бизнес-гуру, которые гастролируют по миру с лекциями об «успешном успехе», - не лучший вариант. Идеально, если у лектора уже есть опыт преподавания в бизнес-школе, а не на мастер-классах и коротких курсах. Важно, чтобы преподаватель проводил исследования и публиковал статьи в академических журналах, а также имел опыт внедрения идей на практике.

3. Формат обучения. Двухлетние full time-MBA уходят в прошлое**, поскольку накладывают слишком много ограничений. Раньше специалистам приходилось увольняться и целенаправленно уезжать на учебу на пару лет, сегодня же можно выбрать смешанный (blended) формат и встроить занятия в свой график.

4. Нетворкинг. Проверьте***, насколько развито сообщество выпускников, поддерживают ли они связь, запускают ли совместные проекты. Часто контакты приносят пользу опосредованно: не факт, что вы запустите совместный бизнес с сокурсниками, но зато они могут помочь советом или поиском партнеров.

5. Актуальность программы. Проверьте****, на каких кейсах работают преподаватели и как часто они обновляют базу знаний. Обсуждение бизнес-модели TikTok сегодня не менее актуально, чем дискуссии о бизнес-стратегии Toyota в 80-е. И то, и другое принесет пользу, но классику обязательно нужно разбавлять актуальным контентом, который не устареет через пару лет.

6. Контекст. Кризис - идеальное время для бизнес-образования. Учеба займет у вас 1,5-2 года, и к моменту получения степени рынки как раз начнут восстанавливаться. А значит, вы покинете школу с новыми знаниями в период бизнес-бума. Учитывайте и тренды на рынке. Например, компании все чаще нанимают CDO (Chief Digital Officer), а значит, есть запрос на специалистов по цифровизации*****. При этом переход на digital большинству дается с трудом. А значит, лидер с цифровыми компетенциями еще долго будет востребованным.

Источник

Комментарий MBA.SU:

* Обычно биографии содержат лишь общую информацию, и конечно,степень релевантности их опыта определить невозможно. В бизнес-школах успешно преподают (и зачастую имеют высокие рейтинги среди слушателей) бывшие физики, психологи, химики,  математики и другие специалисты.

** Слухи о смерти full-time MBA сильно преувеличены :) Например, на "родине" МВА, в США двухлетние очные программы формата full-time (с полным отрывом от работы) до сих пор являются эталоном качества - см. МВА в Гарварде. И это правильно, только полное погружение дает хороший эффект.

*** Совет хороший, но последовать ему практически невозможно

**** Это очень трудно: преподавателей много, кейсов еще больше, и доступа у к ним у поступающего нет. Но такая проверка не имеет и особого смысла: важно не название компаний и датировка кейса, а анализ эффективности принимаемых решений. Так, например, битву при Каннах, происшедшую в 216 г. до н.э. до сих пор изучают в военных академиях всего мира.

***** А также, стратегов, аналитиков, риск-менеджеров и т.д. Бизнес не исчерпывается цифровизацией, это всего лишь оболочка.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования