❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ РЕКТОР МШУ "СКОЛКОВО" АЛЕКСАНДР КИМ: «ДЛЯ НАС ВАЖНЫ СТРАНА И МИР, НО СТРАНА - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»
Профи МВА об МВА
Готовя XIV Народный рейтинг российских бизнес-школ к публикации, портал MBA.SU пропросил руководителей нескольких ведущих российских бизнес-школ поделиться своим видением текущего момнта в российском бизнес-образовании и МВА. Представляем его читателям.
Сергей МЯСОЕДОВ,
директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования
Правка на марше
«За последний год деловая среда изменилась радикально, что потребовало от бизнес-школ, факультетов менеджмента, корпоративных университетов, центров делового образования не только серьезной переоценки и правки на марше своей стратегии, но и существенной активизации усилий по управлению изменениями.
Помимо важнейших прикладных задач, российскому бизнес-образованию в ближайшие годы предстоит ответить на целый ряд вопросов смыслового характера. Новые координаты и векторы сотрудничества обусловливают необходимость не только прикладного, но и фундаментального осмысления стратегии развития российского бизнес-образования, всестороннего изучения особенностей евразийской модели управления. В рамках этой модели экономика, бизнес и бизнес-образование России в силу исторических, экономических, территориальных и других причин могут и должны занять достойное место, а по ряду направлений - лидерские позиции.
Новые цели для российского бизнес-образования:
• помочь стране и бизнесу войти в новую экономику многополярного мира и обрести технологический и кадровый суверенитет
• помочь бизнесу переориентироваться с Запада на Восток
• сделать российское бизнес-образование узнаваемым и общепризнанным национальным и международным образовательным брендом
• активизировать работу по формированию национальной модели оценки качества бизнес-образования и ее продвижение на мировые рынки
• разработать программу для переподготовки преподавателей с акцентом на владение новыми технологиями
• создать набор бизнес-программ, актуальных для обозначенных целей.
Новые акценты и фокусы:
• на интересах промышленности и промышленного развития
• повышении производительности труда
• поддержке социальных лифтов и лидерстве
• образовательных стандартах дополнительного профессионального образования и управленческих профстандартах развития
• изучении опыта регионов
• эффективных примерах слияний и поглощений
• параллельном импорте и росте экспорта
• культурном интеллекте
• технологическом суверенитете
• выстраивании альянсов с техническими вузами и поиске синергии сотрудничества
• нкадровом и образовательном суверенитете.
По значимости, с моей точки зрения, фокус на поддержке социальных лифтов и лидерстве - один из главнейших. Важность социальных лифтов, нацеленных на молодые таланты и лидеров новой генерации, особенно актуальна сегодня, поскольку Россия подходит вплотную к рубежу эволюционной смены поколений в бизнес-образовании, и не только.
Своего рода сорокалетний цикл хождения Моисея по пустыне заканчивается. Поколение, которое помнит запрет на предпринимательство и совершенно нерыночную экономику, уходит с арены активной деятельности в течение нынешнего десятилетия.
То, насколько мы сможем вдохновить лучшую часть талантливой молодежи идти в бизнес, а также в деловое образование, будет через пять-десять лет определять уровень национальной востребованности и международной конкурентоспособности отечественного бизнес-образования. А это, в свою очередь, станет в большей или меньшей мере содействовать социально-экономической динамике и научно-технологическому развитию страны».
Эдуард КОЛОЖВАРИ,
руководитель Высшей школы бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ)
Качество программ и харизма преподавателей по-прежнему востребованы
«Наша бизнес-школа работает в Сибирском федеральном округе, захватывая соседние регионы Центральной Азии. Что мы видим на своем рынке? Спрос на качественное бизнес-образование увеличивается. Растет понимание необходимости готовить управленческие команды для умной/цифровой трансформации предприятий, а также потребность в проведении стратегических сессий и поддержке проектов изменений. Во всех локациях, во всех сферах и индустриях ощущается нехватка квалифицированных кадров.
Клиентам по-прежнему нужны качество программ, харизма преподавателей, внимание со стороны менеджеров и руководства бизнес-школы, личное общение и возможность обмена мнениями и опытом с себе подобными. Возрастает роль причастности к бизнес-школе, создаются устойчивые сообщества, дружба и взаимопомощь в жизни и бизнесе. Очень плодотворное сотрудничество бизнесменов возникает в группах с представителями Казахстана».
Лариса МАЛЫШЕВА,
директор Бизнес-школы Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Запрос на отечественные программы
«Сохраняется устойчивый спрос на программы МВА как системное долгосрочное образование, проверенное временем. Не теряют значимости международные аккредитации, несмотря на приостановку их действия по инициативе зарубежных коллег. В то же время появляется запрос на отечественные программы, обеспечивающие кадровый суверенитет, и национальные аккредитационные модели, которые можно предложить дружественным странам.
Стоящие перед руководителями компаний задачи сильно усложнились. Для их решения недостаточно развивать саму программу в части дисциплин, форматов и новых преподавателей. Важно участие представителей органов власти, бизнеса, социума, лидеров общественного мнения, партнеров и других стейкхолдеров, причем не просто для уточнения задач в рамках обучения, а для постановки новых.
Рост интереса к новым инструментам и методикам в новых условиях вызывает у слушателей потребность в краткосрочных мастер-классах от практиков, исследователей, консультантов. Важны системность и глубина проработки в какой-либо узкоспециализированной сфере. Фокус на активную деятельность, а не пассивное усвоение информации, действие vs накопление знаний, опыт проб и ошибок в поисках прорыва vs повтор чужих практик.
Слушатели программ МВА ориентированы на равноправный диалог, хотят услышать профессионалов, специалистов с практическим опытом, исследователей, умеющих делать то, о чем рассказывают.
Кейс-метод уже давно вошел в арсенал бизнес-школ. Но в настоящее время изучать лучшие практики зарубежных компаний, покинувших российский рынок, или российских предприятий, преуспевавших в относительно стабильных условиях, но неэффективных в условиях изменений, смысла нет. Важен навык логического рассуждения, умение быстро собирать информацию, например, с использованием нейросетей, обрабатывать ее, искать закономерности. Технологии позволяют перейти от интуитивного поиска решений к анализу больших данных и сценарному планированию.
На первый план выходит даже не поиск решений, а правильная постановка проблемы, формирование и проверка гипотез. Интересно решение кейсов в реальном времени. Если раньше мы опирались на фиксированное описание ситуации, то сейчас важны динамика, данные, предыдущие решения.
Бизнес-визиты приобретают особую популярность в условиях повышенного спроса из-за импортозамещения.
Предприятия готовы делиться задачами и технологиями в надежде привлечь сотрудников, выстроить партнерские отношения, цепочки поставок и продаж.
В Бизнес-школе УрФУ уже пять лет действует проект РОСТ - РОссийские СТажировки. Суть стажировки - в изучении лучших практик и решении сложных задач предприятий. Обычно это «живые» кейсы, стратегические и проектные сессии. Новые вызовы приводят к смене образовательной парадигмы. От традиционного каскадного подхода к проекту обучения мы переходим к гибкому, по типу Scrum/Agile. От предоставления знаний - к совместному решению задач».
Ярослав ПАВЛОВ,
ректор Бизнес-школы ИМИСП
Ключевой фактор успеха бизнес-школы - ее бренд
«Изменения, происходящие в нашей стране и на международном уровне, ставят новые вызовы перед бизнесом, меняют образ жизни и мышления людей. Естественно, это отражается на бизнес-образовании.
Из очевидных вещей можно отметить, во-первых, нестабильность спроса. Каждое значимое общественное событие сильно сказывалось на психологическом состоянии целевой аудитории, потребительском поведении, готовности вкладывать деньги в долгосрочное обучение (МВА, ЕМВА и т.п.). При этом одни бизнес-школы хорошо набирают группы, а другие сталкиваются с серьезными проблемами.
Ключевым фактором для успешного набора становится бренд. В одних случаях, как у ИМИСП или Сколково, это известный целевой аудитории бренд самой бизнес-школы, в других - стоящего за ней университета.
Отечественная управленческая мысль находится в поиске новых смыслов. Мы многому научились у западных коллег. Но сейчас наступил хороший момент для того, чтобы начать создавать новые смыслы, действующую российскую школу управления. На практике мы, как нация и экономика, наработали большое количество уникальных идей, которые нужно преобразовать в инструменты.
В частности, для этих целей ИМИСП запустил весной 2023 г. программу DBA (Doctor of Business Administration). Основываясь на фундаментальных знаниях и лучших мировых практиках, слушатели формируют собственные управленческие модели и инструменты, становясь основой новой экспертно-управленческой элиты России.
Очный формат обучения возрождается. Онлайн-образование стало привычным и понятным каждому, люди с радостью продолжают осваивать отдельные навыки с помощью онлайн-платформ. Но пришло и осознание того, что комплексные программы класса Еxecutive МВА не могут быть полностью реализованы в онлайн-формате без потери важных элементов развивающей среды, которые рождаются в очном взаимодействии.
Руководители стали более избирательно относиться к посещению мероприятий и встреч, но при этом отдают предпочтение комплексному обучению именно в очном формате».
Андрей ЗЯТЧИН,
академический директор программ MBA Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)
Высшая школа менеджмента СПбГУ из года в год занимает лидерские позиции в авторитетных исследованиях и рейтингах, как на российском, так и на международном уровне.
С момента выпуска первых в мире программ MBA прошло более ста лет и за этот период внешняя и внутренняя среда для бизнеса постоянно менялась. И сегодня на программы для руководителей существует конкурс, для поступления необходимо пройти вступительное испытание. С одной стороны, это говорит об универсальности изучаемых на программе методах, с другой стороны, важно передавать слушателям лучшие практики управления, показавшие состоятельность в условиях новых вызовов.
Исследование MBA.su особенно ценно для нас тем, что оценка проводится непосредственно нашей аудиторией - выпускниками программ MBA и Executive MBA. Это помогает держать руку на пульсе, развивать учебные программы для дальнейшего профессионального и личностного роста наших слушателей.
Отдельно отмечу такие критерии в оценке удовлетворённости обучением, как «карьерный рост» и «личное и профессиональное развитие». Как показывает практика, даже состоявшимся руководителям, которые приходят на программы Executive MBA, часто важно научиться управлять свой карьерой. Такой запрос нашел отражение в наших программах, надеюсь новый формат поможет нашим слушателям и выпускникам!
Поздравляю все школы, попавшие в рейтинг. Желаю дальнейшего развития программ для повышения качества бизнес-образования в России и мире.