Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


03.09.2020 / Сергей Мухин
Источник: MBA.SU

Российский МВА-2020: развитие, карьера и рост доходов выпускников

За время существования программы МВА в России (с 1988 г.) она сильно изменилась; развитие и усложнение бизнеса предопределяет развитие и усложнение программ. Вводятся новые образовательные курсы, используются новые инструменты; наряду с классическими технологиями и инструментами, слушатели используют технологии Agile и учатся работать в  Scrum-командах для достижения оптимальных бизнес-результатов. Эксперты говорят, что мы стоим на пороге МВА 5.0., где цифра «5» - уклад, следующий за 4-й индустриальной революцией.

Коронакризис не только вынудил многие бизнес-школы шире использовать дистанционные форматы обучения. Он приводит к пониманию, что  настоящее онлайн-обучение - это совсем другая технология, отличающаяся от обучения по интернету, которое у нас привычно и неправильно ассоциируют с этим понятием. Вместе с этим приходит понимание, что онлайн-обучение для управленцев далеко не панацея; для многих из них очное деловое общение остается в приоритете, и пока ему нет равноценной замены.

Кризис ужесточил конкуренцию на рынке бизнес-образования; рост «мусорных» (junk) программ, мимикрирующих под бренд МВА, бьет все рекорды. Менеджеры всех уровней и предприниматели завалены предложениями от «ведущих» псевдо-бизнес-школ, предлагающих дёшево и быстро обучиться на «программе МВА».

Отследить происходящие изменения с российским МВА и помочь сориентироваться будущим слушателям бизнес-школ призвано ежегодное исследование портала «МВА в Москве и России» (MBA.SU), основанное на результатах опроса выпускников российских бизнес-школ.

В опросе 2020 г. приняли участие 1260 выпускников  программ MBA и Executive MBA 2016-2018 гг. пятидесяти двух бизнес-школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова на Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока, представляющие около 96% национального рынка программ МВА и EMBA.


ЧТО ДАЛО ОБУЧЕНИЕ?

Основным результатом обучения больше половины выпускников считают «знания и навыки, необходимые для успешной работы»; «карьерный рост» и «деловые связи и знакомства» отметил каждый седьмой. На четверть выросло число тех, кто указал «рост доходов» как главный результат. Число тех, кто ничего не получил от обучения на МВА, как и раньше, колеблется в пределах 1,5-1,6%. В категорию «Прочие» попали ответы, содержащие комплексные ответы, например: «Все происходило постепенно: сначала знания и навыки + связи и знакомства, потом карьерный рост, потом я организовал свою компанию, открыв ИП, что в итоге привело к увеличению дохода».

Часть из этих ответов заслуживает того, что быть приведенной здесь;

  • «Школа развила новое мышление - это повысило эффективность и расширило область профессионально решаемых задач, отсюда всё вышеперечисленное (карьерный рост, интересные знакомства, увеличение дохода). Кроме этого, теперь не существует проблем в бизнесе, которые я не знаю, как решить, в любом случае я знаю, что делать, и какие практики существуют. Я всегда могу создать свой вариант решения (а это возможно, благодаря развитому мышлению). На развитие оказали влияние: преподаватели, их отношение к своим предметам, глубочайшая экспертиза, практическая деятельность (не встретил ни одного теоретика). И, конечно, выверенная программа, ценности школы, особенная тёплая атмосфера, организация процесса обучения».
  • «перспективы и новый уровень самореализации»
  • «стимул и помощь в запуске собственного бизнеса»
  • «сначала был доход, сейчас абсолютно новый бизнес»
  • «понимание себя, помогло посмотреть на привычные процессы под новым углом»
  • «купил компанию и ушел с наёмной работы в свой бизнес»
  • «широта и системность мышления»
  • «запустил бизнес за рубежом»
  • «драйв! Было сложно, но круто!»
Результаты обучения на МВА

Рост дохода

В отличие от прошлых лет, разрыв между выпускниками MBA со средним ростом доходов и выпускниками с высоким ростом доходов стал более заметен. Так, медианное значение прироста дохода у выпускников большинства бизнес-школ находится на уровне 30%, в то время, как среднее арифметическое значение превышает его в полтора-два раза.

Очевидно, что абсолютные значения дохода различаются у выпускников различных бизнес-школ, изначально выбирающих для себя программу МВА или Executive MBA, не только, исходя из ее содержания, но и в соответствии со своими финансовыми возможностями.  Поэтому, например, прирост дохода на 30% выпускника МШУ «Сколково» (самая дорогая программа МВА на российском рынке - 6 млн. руб.) реально в несколько раз выше, чем у выпускника программы МВА стоимостью 200 тысяч рублей.

Несмотря на то, что доля указавших «рост дохода» как главный результат обучения невелика, 91% участников опроса удовлетворено ростом своего дохода в течение 2-4 лет после окончания бизнес-школы. Наибольшая доля невысоких оценок среди линейных менеджеров, не сумевших улучшить свои карьерные позиции. Причин может быть несколько; одна из возможных - изначально недостаточная подготовленность к обучению на МВА. Однако в целом, высокий уровень (отлично и хорошо) удовлетворенности ростом своего дохода по всем категориям выпускников составляет 85%.

ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОХОДА ЛИНЕЙНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ МЕНЕДЖЕРЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА МЕНЕДЖЕРЫ ВЫСШЕГО ЗВЕНА ВЛАДЕЛЬЦЫ БИЗНЕСА
Отлично 20% 52% 58% 65%
Хорошо 33% 29% 30% 23%
Удовлетворительно 13% 12% 7% 5%
Неудовлетворительно 34% 7% 5% 7%


Динамика изменения доходов после МВА

Карьерный рост

Большинство (88%) опрошенных выпускников удовлетворены своим карьерным ростом в течение двух лет после окончания бизнес-школы. Из них  47% оценивают рост, как отличный, 30% - как хороший; 11% - как удовлетворительный и не довольны им -12%.

Карьерные траектории выпускников МВА/ EMBA (до и после обучения)

Карьерные траектории выпускников МВА/ EMBA (до и после обучения)

Из диаграммы видно, что число менеджеров линейных менеджеров и менеджеров среднего звена после окончания бизнес-школы уменьшилось - они пополнили ряды менеджеров высшего звена и владельцев бизнеса. В этих категориях свои карьерные позиции улучшили от 60 до 90% выпускников, что, в большинстве случаев, сопровождалось увеличением дохода. Менеджеры высшего звена карьерно росли в пределах своей категории, а 18% организовали свой бизнес. Большинство всех, кто остался на своей карьерной позиции, просто увеличили доход в рамках существующих зарплатных вилок.

Деловые и профессиональные связи

Деловые и профессиональные связи – один из важных результатов обучения в бизнес-школах, это – долговременный ресурс, который даже спустя много лет после окончания МВА помогает выпускнику не только находить новые карьерные возможности, но и даёт новые перспективы бизнесу, нередко является источником возникновения новых бизнесов.

Уровень деловых и профессиональных связей посчитали отличным и хорошим 85 процентов выпускников, 8% считают его удовлетворительным.

Личное и профессиональное развитие

Оценки показателя «личное и профессиональное развитие» среди всех – традиционно самые высокие. Им удовлетворены практически все - 98% опрошенных; очень довольны 89% .

В свете последних трансформаций, происходящих в мировом бизнес-образовании по отношению к оценке результатов обучения, личное и профессиональное развитие становится основным показателем. Результат от обучения, обычно фиксируемый на отрезке нескольких лет после окончания бизнес-школы, не является окончательным: обучение в бизнес-школе, часто является источником разнообразных человеческих и менеджерских траекторий в будущем.

***

В опросе приняли участие выпускники следующих бизнес-школ:

Академия PwC
Балтийский государственный технический университет им.Устинова (Санкт-Петербург)
Байкальская международная бизнес-школа (Иркутск)
Банковский институт ВШЭ
Бизнес-школа ВАВТ
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
Бизнес-школа МФЮА
Бизнес-школа УрФУ (Екатеринбург)
Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург)
Высшая школа бизнес-информатики ВШЭ
Высшая школа бизнеса ГУУ
Высшая школа бизнеса КФУ (Казань)
Высшая школа бизнеса МГУ
Высшая школа бизнеса НГУЭУ (Новосибирск)
Высшая школа бизнеса ЮФУ (Ростов на Дону)
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС
Высшая школа менеджмента ВШЭ
Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург)
Высшая школа международного бизнеса СГЭУ (Самара)
Высшая школа управления проектами ВШЭ
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС
Высшая экономическая школа СПбГЭУ (Санкт-Петербург)
Евразийская школа менеджмента и администрирования (EMAS)
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
Институт государственной службы и управления РАНХиГС
Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ
Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ
Институт мировой экономики и бизнеса РУДН
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ
Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС
Международная школа бизнеса Южного Университета ИУБиП (Ростов на Дону)
Международный институт менеджмента ЛИНК
Международная школа бизнеса Финансового университета
Международная школа бизнеса и мировой экономики РЭУ им. Плеханова
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
Московская школа управления "Сколково"
Новосибирская открытая школа бизнеса (Новосибирск)
Открытая школа бизнеса (Санкт-Петербург)
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ им. Плеханова
Стокгольмская школа экономики в России
Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
Факультет банков и банковской деятельности РАНХиГС
Факультет международных программ МВА Института общественных наук РАНХиГС (Kingston University London/ РАНХиГС)
Школа бизнеса Синергия
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО
Школа экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (Владивосток)
Школа IT-менеджмента РАНХиГС
Экономический факультет МГУ
Antwerp Management School / ИБДА РАНХиГС
Grenoble Ecole de Management / ИБДА РАНХиГС
City Business School
Moscow Business School

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования