■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
■ ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС
Слишком много орнитологов
20 декабря "Ведомости" опубликовали статью С.К.Мордовина "Правила игры. Определиться с понятиями". Сергея Кирилловича я очень уважаю за смелость и неординарность мыслей. Читать его всегда интересно, полемизировать - тоже.
В его статье меня привлекла следуюшая мысль: мол, переподавание в школе бизнеса - такая же профессия, как и остальные, поэтому не нужно "требовать от орнитолога умения летать". Здесь и кроется закавыка: какое наполнение составляет профессию преподавателя бизнес школы? Не школьного учителя или преподавателя ВУЗа, которые дают азы предмета, профессии. А человека, который взялся научить других бизнесу?
С.Мордовин, соглашаясь с тезисом о небольшом числе практиков в школах бизнеса, пытается снизить его значимость - де, состояния зарабатывают не менеджеры, а предприниматели. Т.е., мол, все равно менеджеры-практики ничему научить не могут. Не могу согласиться: еще как ЗАРАБАТЫВАЮТ, примеров - море. Но вот почему в бизнес-школах их заменяют "орнитологи"?
Орнитолог - это ученый, он птичек летать не учит. А в бизнес школе должны учить делать бизнес. Поэтому преподаватель школы бизнеса, в первую очередь, ОБЯЗАН иметь не книжный, а реальный опыт ведения бизнеса.
Настоящих практиков в школах бизнеса, к сожалению, не так много и менеджмент (да и другие дисциплины) часто читают люди, в профессиональном багаже которых нет опыта руководства компанией или собственным бизнесом. Годами пересказывают книжки по менеджменту, того же Мескона и Хедоури иль Виханского. Такие орнитологи вовсю используют, например, кейсы из журнала "Секрет фирмы", выдавая их за собственные "случаи из практики". Ход, конечно, интересный, но это все равно, что любовь по SMS. Чужой опыт тоже интересен, но нам-то, в первую очередь, хочется учиться у Мастера, который сам пробовал и ошибался, находил верные решения. И при этом нес полную ответственность за последствия своих решений. У таких преподавателей, в отличие от орнитологов, глаза другие.
"Орнитологи", кандидаты и доктора наук без опыта работы в бизнесе руководят бизнес-образованием (единственное исключение - избранный недавно деканом ВШМ СПбГУ президент ВТБ Андрей Костин). В системе нашего образования вообще наличие степени - любой, хоть по ветеринарии - является синонимом большого ума и опыта. Я не против настоящих ученых-исследователей, просто таких очень мало. Потому у российских ВУЗов проблемы с местами в зарубежных рейтингах, что ученых-"орнитологов" много, а никто их не цитирует ввиду ничтожности проведенных ими "исследований".
Мне не раз приходилось спорить с представителями бизнес-школ на образовательных выставках. Каждый раз, когда начинаешь говорить, что у них маловато практиков бизнеса, они "прячутся" за педагогику: типа, иной практик может и хороший, но в преподавании методик не знает, двух слов связать не может. Вот, мол почему профессиональный преподаватель лучше. И в то же время утверждают, что главное в обучении - обмен опытом между слушателями. Странная логика!