Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


27.09.2013 / Екатерина Глебова
Источник: Известия, Бизнес-образование, 27 сентября 2013

В новом тренде

Как не проколоться с выбором программы mini-MBA

Эксперты фиксируют снижение спроса на классические программы МВА - за последние три года количество слушателей тут сократилось едва ли не на 30%. Впрочем, отказываться от повышения собственной квалификации управленческая элита не намерена: падение интереса к стандартному бизнес-образованию компенсируется притоком слушателей на всевозможные ответвления в этой сфере. В первую очередь речь идет о так называемом mini-MBA.
Сегодня в Москве подобные программы продвигает целый ряд высших учебных заведений, в том числе МГУ. Главное преимущество «мини» перед классическим собратом кроется в самом названии - оно занимает значительно меньше времени. В то время как на стандартный курс МВА придется потратить год или два, укороченная программа займет от 16 до 250 часов. Немаловажным бонусом для слушателей тут выступает и финансовая сторона вопроса. Если за полноценный курс МВА в престижном вузе столицы придется выложить в среднем 600 тыс. рублей, то самые дешевые мини-программы в Москве могут стоить и 35 тыс. рублей.

Ответить на «вызов времени»

«Недавно Минобрнауки существенно изменило структуру дополнительного образования в нашей стране. Если раньше курсы переподготовки должны были длиться не меньше 72 часов, то сейчас - не меньше 16 часов, - отмечает Василий Козлов, ректор бизнес-школы Green City. - Дополнительное образование предполагало не менее 600 часов занятий, сейчас - не меньше 250. Так что растущая популярность mini-MBA - вполне естественное следствие этой реформы. Это ведь требование времени - максимальная интенсификация подготовки профессиональных кадров». Как отметил эксперт, создание подобных программ требует большого прагматизма - из устоявшегося и отточенного многолетним применением курса классического МВА экспертам приходится выбирать те дисциплины, которые пригодятся слушателям в первую очередь, и «отсеивать» нечто второстепенное.

«Для нас, преподавателей, это тоже определенный вызов. Ведь что такое стандарт классического МВА? Это тот набор дисциплин, который гарантирует взаимопонимание бизнес-элиты из разных стран. Теперь нам нужно «ужать» 1800 часов - а именно столько занимает стандартный курс бизнес-образования - в лучшем случае в 250. При этом важно помнить о том, что данное взаимопонимание ни в коем случае не должно быть утеряно», - подчеркнул Василий Козлов.

Отдельные обладатели сертификатов mini-MBA уверяют: получить подобное образование их подвигло желание подняться по карьерной лестнице в предельно сжатые сроки, и роскошь потратить два года на классический курс они себе позволить просто не могли. «О том, что прежний руководитель нашего департамента подыскивает другое место работы, я, к счастью, узнала за полгода до того, как он это место нашел. Сразу же встал вопрос - как доказать руководству компании, что я - ведущий специалист департамента - достойна занять его кресло, - рассказывает Елена Кудряшова, директор по маркетингу крупной косметологической компании. - После того как я принесла в отдел кадров сертификат об окончании mini-MBA, вакантную должность предложили мне. Качество образования, преподавания и полученных знаний вполне соответствует ожидаемому уровню. Я не исключаю, что через какое-то время пройду дополнительный курс по другому профилю, необходимому для расширения компетенции».

Отзывы об укороченном курсе mini-MBA на сайтах бизнес-школ и мнения квалифицированных педагогов свидетельствуют о том, что многие слушатели рассматривают эти занятия как одну из ступеней к получению полноценного бизнес-образования. Отдельные столичные бизнес-школы (в том числе при МГУ и МИРБИС) завлекают клиентов любопытными предложениями - если слушатель не может посвятить один или два года непрерывному обучению на МВА, он может взять несколько курсов mini-MBA в удобное ему время, а потом, сложив их вместе, получить заветную степень. Кроме того, подобный краткосрочный курс поможет принять осознанное решение, стоит ли вообще тратить на бизнес-образование время и деньги.

«Пиратские» игры?

Несмотря на все преимущества нового формата МВА, многие эксперты по-прежнему «голосуют» за устоявшиеся и отработанные годами курсы бизнес-образования. О новых трендах они не хотят даже слышать. Самих слушателей тут привлекает более фундаментальный подход, обеспечиваемый за счет большого объема очных занятий, традиционной системы лекций, семинаров, практических тренингов, постоянного непосредственного общения с группой и преподавателем. Не стоит забывать и о том, что если диплом об окончании полного курса МВА имеет вес не только в России, но и на Западе, то козырнуть сертификатом mini-MBA за границей вам не удастся - нигде, кроме нашей страны, его не признают.

«Использование термина MBA при описании подобных курсов вообще недопустимо, это просто «пиратский» захват понятия, - возмущается Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ. - Речь тут идет об очень укороченной программе, которая мало что общего имеет со стандартным курсом. Mini-МВА - такое же «логичное» название, как мини-магистратура или мини-бакалавриат».
По мнению профессора, определенную пользу слушателю подобные программы, бесспорно, принесут, но сравнивать их с классическим МВА - то же самое, что приравнивать образование, полученное в техникуме, с обучением в университете: «МВА предполагает присвоение окончившему его слушателю степени, в случае же этих курсов ни о чем подобном даже речи не идет. Так что подобное, вольное, обращение с этим термином вносит серьезную путаницу в сферу бизнес-образования».

...дело рук самих утопающих

Отдельный «сюрприз» претендентам на степень МВА преподнесли российские законотворцы. Напомним, вступление в силу федерального закона «Об образовании в РФ» исключило из сферы государственного контроля программы всех уровней дополнительного бизнес-образования - были отменены государственные стандарты качества и процедура госаккредитации. Бизнес-школам запретили выдавать дипломы государственного образца по программам любых уровней - будь то стандартный или mini-MBA.

«Устранение государства от регулирующих функций может породить опасные тенденции бесконтрольности и анархии, подорвать национальный рынок бизнес-образования, негативно сказаться на его международной репутации. Это не может не вызывать озабоченности как в среде потребителей указанных услуг, так и в среде самого образовательного сообщества, эти услуги оказывающего», - говорится в Декларации о создании Консорциума по развитию делового образования в России, подписанной представителями Российской ассоциации бизнес-образования, Ассоциации менеджеров, Ассоциации российских банков, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Торгово-промышленной палаты РФ.

Бороться с возможной «анархией» эти организации решили собственными силами, внедрив в сферу бизнес-образования некую общественную аккредитацию: «Нынешняя ситуация на российском рынке дополнительного бизнес-образования требует, чтобы вакуум, возникший в связи с прекращением государством исполнения регулирующих функций, был заполнен деятельностью аналогичного общественного объединения (консорциума), которое бы в максимальной степени отражало интересы, мнения и позицию не только ведущих российских поставщиков, но и потребителей услуг бизнес-образования». Так речь зашла о создании Национального аккредитационного совета делового образования (НАСДОБР), который должен аттестовать программы MBA на основании той нормативной базы, что была создана в 2012-2013 годах.

Предполагается, что за этим процессом будут наблюдать Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор. «Они видят в нашей работе прецедент по созданию системы саморегулирования отрасли. Наш опыт пригодится представителям других университетов и профессиональных сообществ, если они будут строить свои системы аттестации дополнительного образования», - уверяют новаторы все в той же декларации.

А вот представители властной элиты реагируют на произошедшее куда спокойнее. «Все-таки люди, претендующие на получение степени МВА, - не наивные пенсионеры, дети или студенты. Это - достаточно опытные и образованные профессионалы, обмануть их не так просто. Они сами способны сориентироваться в том многообразии предложений, что есть сегодня на рынке курсов МВА и mini-MBA, и выбрать тот вариант, который их устроит, - уверен Руслан Гаттаров, член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. - Если же кто-то хочет сэкономить время и деньги, получить сертификат «для галочки» с наименьшими трудозатратами и сознательно обращается не в проверенный вуз, а в некую «шарашкину контору» - это личное дело того или иного специалиста.

Вмешательство государства в этот процесс будет лишним». Кивают эксперты и на мировую практику. «Никто же ведь не слышал о такой степени, как «МВА США» или «МВА Англии», есть МВА Гарварда или МВА Оксфорда. Зачем же мы настаиваем на участии в этой сфере нашего государства?» - наверное, справедливо замечает Василий Козлов.

Но Запад Западом, а скидку на российские реалии потенциальным слушателям все же сделать придется. Желающие нажиться на раскрученном бренде МВА (пусть даже с приставкой mini) на отечественном рынке бизнес-образования неминуемо найдутся, и раз государство предпочло держаться от этой сферы образования подальше, то бдительность стоит проявить самим претендентам на почетный сертификат. «В первую очередь при выборе курсов mini-MBA я бы посоветовал обратить внимание на состав преподавателей, которые эти занятия ведут, - настоятельно рекомендует Василий Козлов. - Если в стандартной программе MBA важны академический подход и участие в процессе педагогов с учеными степенями, то в данных программах отдельные дисциплины должны вести и практикующие специалисты - к примеру, предприниматели, маркетологи, топ-менеджеры солидных компаний. Они могут поделиться со слушателями собственным опытом».

Не менее важный момент, по мнению эксперта, вариативность предлагаемых бизнес-школой программ, пусть даже факультативных: «Тут может идти речь, к примеру, о таких дисциплинах, как «источники бизнес-решений в сфере современного искусства» или в яхтинге. Далеким от бизнеса людям может показаться, что это ерунда. Но опытный топ-менеджер с этим никогда не согласится - в бизнесе важны креативность и нестандартные подходы». С особым вниманием стоит присмотреться и к сайту бизнес-школы: он должен быть сделан качественно, продуманно и содержать исчерпывающую информацию о предлагаемых программах и тех преподавателях, кто их будет вести, а не состоять из одной-двух интернет-страниц и неработающих ссылок.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования