Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


26.06.2020 / Сергей Календжян, декан ВШКУ РАНХиГС
Источник: MBA.SU

Опыт ВШКУ РАНХиГС по запуску программ в новых условиях

Пандемия застала бизнес-образование врасплох не только в России, но и во всём мире. Тем более ценен опыт бизнес-школ, которые смогли в этих сложных условиях запустить группы МВА, ЕМВА и DBA. Как это происходило и какие вопросы приходилось решать?

Об этом портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) спрашивал у декана Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, доктора экономических наук, профессора СЕРГЕЯ КАЛЕНДЖЯНА.



- Сергей Оганович, что происходило с ВШКУ весной и в начале лета 2020?

Известно, что ведущий портал бизнес-образования MBA.SU в курсе главных событий и новостей. Спасибо за интерес к работе ВШКУ РАНХиГС.

Впервые за 26 лет непрерывной успешной работы ВШКУ, как и другие бизнес-школы России и мира, столкнулась с серьезной угрозой приостановки учебного процесса, а также потери текущих и потенциальных слушателей. В самом начале пандемии мы провели опросы и поняли, что реакция наших слушателей и абитуриентов на отмену очных занятий будет сугубо отрицательной.

Более 80% опрощенных явно отдавали предпочтение очным занятиям. При этом наша стратегическая задача была сохранить непрерывность учебного процесса, как в текущих группах, так и в новых, которые должны были приступить к занятиям весной - в апреле и мае. Есть известное изречение о том, что «потеря темпов- это потеря курса». Применительно к нашей ситуации можно сказать «потеря занятий - это потеря слушателей».

В связи с этим мы приняли решение не прерывать занятия, предложив нашим слушателям достойную альтернативу очному общению в режиме онлайн. Сохранение учебного процесса обеспечило позитивный синергетический эффект на всю жизнь бизнес-школы. Это касается работы преподавателей, удовлетворенности слушателей и нашей экономической устойчивости.

- Что происходило по текущим группам МВА, ЕМВА и DBA?

У нас учится более 200 человек на МВА. При этом есть группы «выходного дня» ( в основном представлены москвичами) и «модульные группы» ( в этих группах учатся, в основном представители различных регионов России и других стран). Отдельно проходят учебу на МВА две группы слушателей из Республики Казахстан.)

Представители московских групп МВА согласились на дистанционное обучение, и мы успешно провели для них занятия. Также нам удалось организовать учебный процесс и защиту выпускных квалификационных работ для группы, которая завершает учебу в начале лета 2020 г.

Текущие группы ЕМВА, в которых учится более 100 человек, предпочли перенос занятий на осень. Особенно грустно было из-за отмены согласованной стажировки наших слушателей ЕМВА Германии, где они обычно проходят обучение с посещением ведущих немецких компаний и заводов (в частности, концерна «Фольксваген» в городе Вольсбург, завода Bosch, Jägermeister и др.).

На нашей программе DBA учится 102 человека. Это самая большая по численности слушателей программа DBA в России. По текущим группам удалось провести почти все занятия в начале весны оффлайн, позже, начиная с апреля, одна группа предпочла «живое общение» и перенесла занятия на осень, для остальных групп занятия успешно прошли в онлайн режиме, в том числе защита диссертаций DBA.

Ежегодно выпускники программы DBA переходят к проведению серьезных научных исследований и защищают диссертации. В мае 2020г. выпускник программы DBAвпервые в истории защитил научную диссертацию в онлайн-режиме на соискание степени кандидата экономических наук - это также новый и успешный для нас опыт!

- Что происходило по новым, весенним группам?

Все группы МВА, ЕМВА и DBA нам удалось весной запустить в онлайн формате. Занятия проходили в форме вебинаров, сопровождались интерактивным взаимодействием внутри группы и с преподавателями, дискуссиями, вопросами и ответами. Нашим преподавателям удалось обсуждать кейсы, вызвать интерес и высокую вовлечённость слушателей.

При этом мы провели личное знакомство руководства программ и декана с каждым новым слушателем. Мне было приятно познакомиться с новыми слушателями - это представители многих регионов России, есть иностранцы из Европы и стран ЕАЭС. Особенно важно, что в составе новых групп есть и руководители самых важных сегодня отраслей - медицины и IT-сферы.

По моим оценкам, должностной уровень слушателей в целом возрос. Они четко знают, чего хотят и зачем приходят учиться. Изменился и состав слушателей МВА: на программе в новой группе достаточно много руководителей высокого уровня, в том числе и международных компаний.

Главные приоритеты поступления в Президентскую Академию - это конечно, развитие деловых коммуникаций и личных связей, получение новых знаний и навыков. Важное значение наши слушатели придают репутации ВШКУ и Президентской Академии, большую роль для них играет возможность учиться на программах с многолетней историей и международным признанием. Многие пришли к нам по рекомендации наших выпускников. Показательно то, что выпускники рекомендуют наши программы не только своим друзьям и коллегам, но и направляют на обучение своих собственных сотрудников, стремясь повысить эффективность работы компании.

По реально приступившим к учебе и оплатившим занятия слушателям у нас получился набор на уровне 35-55% от численности прошлого года. Этот набор обеспечивает достижение точки безубыточности по текущим затратам. Ряд слушателей воздержались от оплаты учебы. Они будут ждать оффлайн занятия. Надеемся, что осенью мы в Академии возобновим очные занятия и сможем вернуться к нашим традиционным наборам, которые всегда были очень хорошими.

- Очень важный вопрос: «Почему слушатели решили учиться онлайн?»

Многие слушатели сами не хотели откладывать на осень начало учебы, и у нас оказалось важное преимущество для того, чтобы им помочь реализовать свою мечту. ВШКУ была подготовлена к кризису. Наши преподаватели в течение 5 лет проводили дистанционные занятия. Фактически, все наши главные программы являются гибридными, сочетают очную и дистанционную части учебного процесса.

Мы предложили нашим новым слушателям 15 модулей по Евроменеджменту. Эти российско-немецкие курсы встроены в форме дистанционных модулей в той или иной степени во все наши флагманские программы дополнительного образования. Таким образом, вся тематика по мягкому менеджменту у нас уже была в онлайн системе. Она обеспечена тьюторами и оффлайн сессиями. В ходе очных сессий, а сейчас в процессе вебинаров знания трансформируются в конкретные управленческие навыки.

Наши дистанционные курсы - это результат 25-летней совместной работы с Академией экономики и управления AFW Wirtschaftsakademie из Германии. Среди этих курсов выделю наиболее близкую мне тему по делегированию полномочий и ответственности. Сейчас крайне важно наладить эффективное делегирование при удаленной работе. Слушатели с большой пользой для себя изучают модули по постановке целей и контролю, мотивации персонала, самоменеджменту и др. Кстати, в этом году запускаем новый модуль «Управление процессами изменений на предприятии».

Наши слушатели получают различные дипломы Академии AFW. При этом слушатели ЕМВА обязательно, а слушатели программы MBA и DBA в качестве дополнительной опции, участвуют в стажировках и посещают в Германии компании - «чемпионы», лучшие в своей стране или в Европе и знакомятся с практиками, которые можно применять у себя.

- Какие проблемы возникали и как решали?

Текущие задачи по перестройке работы управления школой и учебным процессом решались быстро и эффективно. В целом по Академии были организованы различные программы обучения и поддержки преподавателей. Это нам очень помогло.

То, что мы преподаем слушателям - это мы сами использовали на практике. В частности, мы удачно в течение 2019 года провели обучение всех своих сотрудников по модели делегирования полномочий и ответственности. Это обучение также оказалось позитивным фактором борьбы с текущим кризисом.

Высокая степень вовлечённости персонала в процессы, которые происходили в бизнес-школе весной и в начале лета, позволили нам адаптироваться к новой жизни. Мы использовали нашу методику «фотографии рабочего дня» с выделением основных результатов сотрудников за каждый день удаленной работы. Проводили оптимизацию бизнес-процессов, улучшали межличностные коммуникации при полностью онлайн работе.

Особенно удачно мы проводили внутренние совещания, как консультационные, так и производственные в ZOOM. В поддержку наших дистанционных занятий нам удалось каждый четверг проводить очень интересные и содержательные вебинары-консультации для наших членов ассоциации выпускников. На этих специальных мероприятиях выступили академик А.Г.Аганбегян, профессор В. Благоев из Болгарии и многие другие известные специалисты.

С осени 2020 годы мы запустим полностью дистанционную программу МВА. Она практически уже готова.
Масштаб «гибридности», сочетания оффлайн и онлайн занятий на программах ЕМВА и DBA существенно возрастёт. В целом, цифровизация охватит все стороны жизни нашей бизнес-школы. Но при этом существенные изменения не будут происходить за счёт наших традиций и сильных сторон. Нам очень важно сочетать передовые технологии и инновации и успешный опыт, накопленный ВШКУ за 26 лет. Именно над этим нам предстоит интенсивно работать в ближайшие месяцы и годы.

Вспоминается очень хорошая цитата П. Друкера: «Величайшую опасность во времена турбулетности представляет не сама турбулетность, а действия в соответствии с логикой вчерашнего дня». Мы уверенно смотрим на перспективы развития и надеемся на собственные силы!

- Спасибо большое за ответы!


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования