Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


24.04.2020

Бизнес-образование сегодня: оценка ситуации глазами ректоров российских бизнес-школ

22 апреля состоялась открытая онлайн-дискуссия РАБО, в которой приняли участие руководители большинства российских бизнес-школ. Мы приводим основные тезисы их выступлений.


ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

За рубежом:

  • Судя по информации зарубежных партнёров, никто не ожидает быстрого снятия карантина, настраиваются на конец года, что до 1 января 2021 года никто из дистанта не выйдет.
  • Практически все совместные программы двойного диплома сейчас полностью переходят на дистанционное обучение.
  • Однако, взрослые люди не хотят учиться в дистанционной форме, программы уровня ЕМВА, DBA остановили обучение, поскольку слушатели этих программ ожидают возвращение в оффлайн-формат.

У нас:

  • Рынок онлайн-образования составляет 10-15% от общего рынка*.
  • Если у людей возникнет проблема с тратой денег, то она коснётся всех форм обучения - и онлайн, и оффлайн.
  • Варианты: пессимистический - продлимся в онлайн до осени и конца года; оптимистический - вернёмся летом в обычный формат.
  • Раньше было мнение, что для слушателей важно качество зарубежного партнёра, включение в обучение зарубежных модулей. Но сейчас всем более ценна российская часть образования, важен опыт, полученный здесь в реальных условиях.
  • Для поступивших весной на EMBA даём небольшую оттяжку до конца мая - начала июня, чтобы дальше запустить полноценную программу в очном формате. Если будет необходимо - программы будут структурированы, обучение продлится и в июле

ОНЛАЙН ИЛИ ОФФЛАЙН?

  • Важный вопрос - готовы ли мы сами к полному переходу? Верим ли мы, что дистант может быть сопоставим с полноценной работой в аудитории?
  • Проблема онлайн-обучения - люди быстро устают, нужно использовать другие формы общения: фасилитация, анимация, др. Просто так перенести программы в онлайн и давать их старыми методами неэффективно.
  • Вера в дистанционное образование невысокая. В ИМИСП открыли группу EMBA, но половина ушла до возобновления занятий в режиме оффлайн.
  • «Убийство» очного формата в пользу онлайн-обучения - нереально и нецелесообразно.
  • 90% слушателей EMBA категорически не согласны на онлайн - только очное обучение. Увеличился процент людей из регионов, люди в любом случае заинтересованы в получении знаний, но принципиально они хотят общаться вживую.
  • Если сравнивать онлайн и оффлайн, то и тот, и другой форматы могут иметь разную степень вовлеченности.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

  • Не у всех преподавателей и слушателей нормально работает интернет - это затрудняет полноценную передачу материалов **.
  • Преподаватели плохо владеют онлайн-технологиями высокой степени вовлечения
  • Существует множество разрозненных сервисов для удаленной работы, но нет комплексных сред, которые бы обеспечивали интерактив без переключения между разными программными продуктами
    Можно рассматривать матрицу форматов, которая состоит из 4-х квадрантов на пересечении дихотомий: Онлайн-оффлайн форматы и низкая-высокая степень вовлеченности:
    • Оффлайн с низкой степенью вовлеченности: лекции, конференции, панельные дискуссии, "круглый стол".
    • Оффлайн с высокой степенью вовлеченности: деловые игры, командообразование, управленческие поединки, проектная работа
    • Онлайн с низкой степенью вовлеченности: классические онлайн-курсы, вебинары, видеоконференции, питч-сессии.
    • Онлайн с высокой степенью вовлеченности: фасилитационные сессии, проектная работа распределенных команд, симуляторы и прочие.
  • Есть множество облачных инструментов, которые можно использовать в период онлайн-обучения. Это Jamboard, другие сервисы из семейства Google-документов, Miro, Trello, xMind и многие другие. Они хорошо подходят для фасилитационных сессий и вовлечения участников в проектную работу.



* По данным исследования EdMarket Digital, онлайн-сегмент рынка дополнительного образования (b2c-обучения взрослых) в 2019 году по бизнес-направлениям составил 3 млрд. руб. или 7,7% от общего объема рынка онлайн-обучения.

** По данным анонимного опроса школьных педагогов, проведенного 7 - 14 апреля 2020 года  ФИРО РАНХиГС  (1403 педагога из 72 субъектов РФ), 90% участников опроса утверждают, что для дистанционного обучения требуется стабильное и устойчивое интернет-соединение. Правда, о том, что оно у них есть, говорят только 66% опрошенных. У преподавателей и слушателей программ ДПО ситуация, видимо, несколько лучше.

Полный текст


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования