❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ МВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
❸ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В новый год - с новыми трендами для MBA (комментарий)
Год начался. "Потускнели, устав, огоньки на притихнувшей ёлке". Пока новогодние праздники продолжаются, есть возможность ознакомиться с прогнозами экспертов в отношении МВА в новом году. РБК собрал много мнений и оценок, но поступил довольно механистично, объявив какие-то из них "новыми трендами".
Вот что, по его мнению, является трендами 2023 года для "MBA-образования":
1. Изменение структуры спроса на программы MBA
2. Учет новых вызовов для бизнеса
3. Рост популярности гибридного формата
4. Спрос на короткие программы
5. Новые локации для стажировок
6. Импортозамещение в MBA
7. Фокус внимания на психологии бизнеса
8. Индивидуальные образовательные треки
9. «Омоложение» бизнес-образования и повышение доступности MBA
10. Новые требования к преподавателям MBA и бизнес-школам
В целом, возникает ощущение дежавю: нечто подобное уже было и в 1999, 2008, 2014 годах, да и пандемийный спад 2020 года тоже свеж в памяти. Посмотрим, насколько заявленные новые тренды являются таковыми.
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СПРОСА
Изменение спроса всегда рождает экономическая ситуация. При ее ухудшении, на длинные (дорогие) программы спрос, как правило, снижается, короткие (более дешевые) программы пользуются бОльшим спросом. Однако это, как говорится, средняя температура по больнице. Если, к примеру, в наличии на глазах устаревающая программа МВА без возможности апдейта или школа специализируется на коротком онлайне - констатация спада на МВА и, соотвественно, роста краткосрочного обучения, вполне прогнозируема.
Если программа МВА постоянно модернизируется, развивается и набрала внушительный авторитет, то даже ее высокая цена не станет препятствием для желающих получить эти знания. Вопрос с изменением структуры спроса довольно спорный, аудитория МВА всегда довольно стабильна. Она молодеет, но есть естественный предел - для МВА нужен практический опыт, иначе "знания на вырост" окажутся пустой теорией.
Что до сетований по поводу слишком долгого обучения на MBA - просто люди, которые так говорят, не являются аудиторией MBA, им и года обучения будет много. Сокращение сроков обучения на MBA лимитировано 18-19 месяцами, а до обучения посредством СМС мы, слава богу, еще не добрались.
УЧЕТ НОВЫХ ВЫЗОВОВ ДЛЯ БИЗНЕСА
Может, мы чего не знаем - старшие товарищи поправят - но новые для бизнеса вызовы ВСЕГДА учитывались в нормальных бизнес-школах, находя своё отражение в новых курсах, практикумах, кейсах. Напротив, если школа не реагирует на проблемы бизнеса, а "гонит" годами одну и ту же программу МВА, то это, скорее всего, "сельская школа", как элегантно выразились коллеги, правда, по другому поводу. Введение в оборот новых дисциплин, выведение устаревших, включение (по желанию) "отраслевых" блоков - обычная и очень давняя практика на МВА.
РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ГИБРИДНОГО ФОРМАТА
2020-й, пандемийный год со всей очевидностью показал, что одним онлайном МВА не возьмешь. MBA - не только набор курсов, это - общение в профессиональном кругу, и никакая переписка в Телеграм или ZOOM-сессия не способны его заменить. Тогда же, в 2021-м, стало понятно, что то, что может быть отдано в онлайн (например, самоподготовка по теоретическому материалу), отдается без ущерба общему результату. Больше-меньше гибридности - пусть выбирает сам слушатель.
СПРОС НА КОРОТКИЕ ПРОГРАММЫ
Тоже ничего нового - желающие обучиться поскорее или получить диплом МВА за полгода и за 200 тысяч рублей были всегда. Но разве на них должна ориентироваться бизнес-школа, предлагающая серьезную программу МВА? А краткосрочного обучения никто не отменял.
НОВЫЕ ЛОКАЦИИ ДЛЯ СТАЖИРОВОК
На тренд это особенно не тянет - поиск наиболее интересных и эффективных партнеров (локаций) происходил всегда. Так что и теперь этот вопрос лежит чисто в технической плоскости.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В MBA
Для подавляющего числа российских программ МВА и ЕМВА импортозамещать нечего - они всегда ориентировались на российский бизнес. Если у бизнеса меняются подрядчики, перестраиваются логистические цепочки или меняются рынки сбыта - эти вопросы рассматриваются в бизнес-школах так же, как и все другие. Отдельная (и небольшая) категория слушателей МВА, которая раньше вела международный бизнес, перестроится на новые рынки быстрее, чем бизнес-школа.
ФОКУС ВНИМАНИЯ НА ПСИХОЛОГИИ БИЗНЕСА
Если это считать трендом, то он очень давнишний - ему, минимум, лет пять, а то и все десять. Софт-скиллс в нормальных бизнес-школах посвящено достаточно времени. Про нетворкинг и говорить нечего - инициативам по взаимному консалтингу в рамках ассоциаций выпускников уже лет двадцать. Правда, работает этот механизм, как правило, периодически, пока у очередной волны энтузиастов после окончания любимой бизнес-школы не пропадет "запал" или свободное время.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕКИ
Этот тренд с большой "бородой", об индивидуальных треках обучения заговорили в бизнес-школах более десяти лет назад и тогда же начали их реализовывать. Наполнение может меняться, подход остается.
«ОМОЛОЖЕНИЕ» БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ MBA
Про омоложение аудитории МВА сказано выше, эта тенденция общемировая. А вот прогноз насчет, условно говоря, "МВА со школьной скамьи", представляется явным пербором. Хотя объем практических знаний в программе МВА, без сомнения, велик, обучение в бизнес-школе не заменяет и не заменит высшего образования. Люди ведь хотят заниматься не только бизнесом (способных к этому, как известно, 6-10%), а еще получать разные другие профессии.
Прогноз ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МВА путем снижения общих требований к поступающим и отсутствия требований к стажу работы, мы не поддерживаем. Если эксперт это где-то наблюдает, но это весьма печально - большей мины под МВА придумать сложно. Обоснованность прогноза вызывает сомнения - «Академия Б1», которую представляет эксперт, MBA не занимается. Надеемся, такого не случится.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ MBA И БИЗНЕС-ШКОЛАМ
Пожалуй, это можно считать новым трендом. Уход одних игроков с рынка, снижение наборов у других, вызывает переток преподавательского состава. Да и про смену поколений забывать нельзя - молодые преподаватели замещают тех, кто "в деле" уже лет 15-20. Требования к преподавателям постоянно повышаются, поскольку сам бизнес меняется очень быстро. Сегодняшний преподаватель бизнес-школы - это совсем новый образ, так много нового он должен знать и уметь.
статья РБК "Чему и как учиться на программах MBA в 2023 году".
Тренды обозревал Сергей Мухин