Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПРИЗНАКОВ РАЗРУШЕНИЯ "СТАРОЙ" СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ ПОКА НЕ НАБЛЮДАЕМ
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


15.09.2023 / Вероника Коцоева, директор программы МВА ИБДА РАНХиГС
Источник: MBA.SU

Как бизнес-школы реагируют на изменения? Опыт ИБДА РАНХиГС

Как бизнес-школы реагируют на изменения? Опыт ИБДА РАНХиГС

Программа МВА естественным образом тесно связана с бизнесом: меняется экономическая ситуация, возникают новые рынки, исчезают старые, меняются бизнес-инструменты и методики управления. Все эти изменения отражаются на программе МВА. В бизнес-школу приходят слушатели с новыми запросами на иные знания/ навыки и бизнес-школа должна их удовлетворить.

О том, как происходят изменения в программах МВА и ЕМВА в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, каковы запросы слушателей программы МВА и как меняется сама программа, MBA.SU спросил у директора программы МВА ИБДА РАНХиГС Вероники Коцоевой.

MBA.SU: Вероника Александровна, что можно сказать о текущей ситуации: какие hard или soft skills превалируют в запросах слушателей, поступивших осенью 2022 года на программу МВА ИБДА?


Вероника Коцоева: Начну с того, что поступающие на программу МВА, ищут не отдельные курсы и тренинги, а - целостную системно выстроенную программу. Средний возраст слушателей на нашей программы МВА 34-35 лет. К этому возрасту уже достаточно и управленческого опыта, и опыта обучения на различных тренингах и семинарах, но нужна именно система и логика. За долгие годы работы школы бизнеса наши программы развивались и трансформировались, но всегда сохраняли целостность. Кстати, в этом году ИБДА исполняется 35 лет! Мы выросли вместе с нашими слушателями!

Мы постоянно меняем, обновляем и развиваем нашу программу, советуемся с нашими слушателями. Конечно, во все времена сохраняется запрос на развитие коммуникативных навыков, что вполне понятно - человек, который не умеет коммуницировать с самыми разными людьми, вряд ли сможет быть успешным руководителем. Поэтому устойчивый интерес к - управлению конфликтами, умению вести переговоры, лидерству и т.п. Но коммуникативные навыки развиваются не только во время прохождения этих курсов.

На протяжении всей программы с самого начала, с тренинга по «Формированию команды, на разных курсах слушателям приходится участвовать в командной работе, обсуждениях, подготовке презентаций, деловых играх. Все это, безусловно, способствует развитию умения взаимодействовать, договариваться, сотрудничать.

В наше динамичное время, в условиях стрессовых изменений, конечно, привлекают внимание - управление изменениями и стресс-менеджмент, гибкие технологии управления, agile, стратегия голубого океана, стартап-проекты.

Стремление к поиску новых идей для бизнеса, развитию предпринимательского мышления - еще одна насущная потребность. Это одна из причин популярности наших специализаций «Предпринимательство и управление компанией» и «Digital продукты и стартапы», которая была запущена в прошлом году. На умение находить новые ниши, принимать решения в условиях неопределенности направлены и компьютерные симуляции «Стратегия голубого океана» и «Markstrat»

Наверное, ничего неожиданного не скажу, если вспомню про нарастающий в последнее время интерес ко всему, что связано с цифровизацией. С этого учебного года, в качестве ответа на запрос слушателей, у нас на программе МВА появилась новая специализация «Технологии стратегического прорыва и цифровая трансформация». Разумеется, серьезное внимание вопросам цифровой информации, конечно, уделялось и уделяется также на всех других специализациях нашей программы МВА. И трендом сегодняшнего дня в этой сфере становится акцент на использовании технологий, обеспечивающих цифровой суверенитет.

Нарушение традиционных каналов снабжения и сбыта, обусловленное санкционным давлением, освобождение рыночных ниш, связанное с уходом из России ряда западных производственных компаний, повысило интерес к логистике и управлению цепями поставок, производственному менеджменту. Соответственно, и специализация «Операционный менеджмент» на программе МВА ИБДА стала пользоваться большей популярностью.

MBA.SU: На что более смещается фокус?


Вероника Коцоева: По моим наблюдениям наши абитуриенты все чаще высказывают мысль о том, что ни одна программа не может в нынешних условиях быть конечным пунктом в образовании. Скорее наоборот, программа МВА - это начало нового этапа карьерного, профессионального развития, этапа самореализации. И это действительно так, в меняющемся мире надо постоянно учиться чему-то новому. Не случайно, самая популярная цитата, которую я встречаю в домашних эссе наших абитуриентов: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а, чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» («Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла).

Как мне кажется, также усилился интерес к нетворкингу и развитию команды. Строго говоря, этот интерес был всегда. Но похоже сейчас в дружеских связях, команде единомышленников люди ищут некоторую надежность, что ли, стабильность, «островок безопасности». Что-то (кого-то) на что они могут рассчитывать всегда. И этот тоже в общем вполне объяснимо и понятно.

У нас несколько форматов обучения и на одном формате в параллели могут учиться 2-3 группы. Участь на программе, слушатели разных групп и даже форматов имеют возможность пообщаться и поработать вместе на специализациях, мастер-классах, на зарубежных модулях. Несмотря на все сложности мы сохранили на программе зарубежные модули. В этом учебном году у нас уже прошли модули в Белграде (Сербия) и Ереване (Армения), и запланированы еще три модуля.

Да и после окончания программы мы продолжаем сотрудничать с нашими выпускниками, приглашая их в качестве преподавателей, спикеров или на наши мастер-классы. Ассоциация выпускников постоянно проводит различные мероприятия для выпускников.

MBA.SU: Какие курсы программы МВА сейчас наиболее востребованы слушателями?


Вероника Коцоева: События последних двух-трех лет, как мы все знаем, существенно подтолкнули интерес к дистанционному обучению и работе. И на рынке за последнее время, появилось множество самых разных по специфике, продолжительности, качеству онлайн программ (от отдельных курсов, до полных программ МВА, магистратуры и т.д.).

С одной стороны, этот формат стал уже сравнительно привычным, с другой стороны - люди стали более внимательно подходить к выбору таких программ. Опыт обучения на онлайн программах привел к закономерному выводу, что у каждого формата есть своя специфика, свои плюсы и минусы. Да и качество программ на рынке, тоже очень разное.

Для взрослого человека, руководителя, принимающего решение об обучении на длинной программе (как, например, МВА), очень важно понимать, сможет ли он совместить это с работой, семьей, привычным ритмом жизни. С этой точки зрения онлайн формат очень удобен, но слушателям важно сохранить и живое общение друг с другом, с преподавателями! В этом смысле наш модульный формат, максимально соответствует этому запросу. Программа разбита на модули, каждый из которых слушатель может пройти либо в аудитории, либо в онлайн. При этом онлайн обучение помимо видеокурсов и заданий, которые необходимо выполнить, обязательно включает встречи с преподавателем реальном времени, работу с группой. Т.е. реализуется асинхронное и синхронное обучение.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования