Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


02.09.2020 / Сергей Мордовин, ректор ИМИСП, д.э.н., профессор
Источник: MBA.SU

О классификации моделей российских программ МВА

О классификации моделей российских программ МВА

Нам показалась интересной идея президента РАБО С.П.Мясоедова провести небольшую дискуссию на тему классификации существующих моделей российских программ МВА, взяв в качестве отправной точки, остроумную классификацию первого президента РАБО Л.И.Евенко. Мы полагаем, что такой разговор крайне полезен, особенно в условиях, когда на рынок выходят разные по составу и качеству программы, которые их создатели нарекают известнейшим брендом МВА.

Свой взгляд на проблему представляет ректор Санкт-Петербургского института менеджмента ИМИСП Сергей Кириллович Мордовин.

"Для начала хотел бы отметить, что любая классификация и типизация субъективна и ограничена. Это всего лишь хорошие инструменты для упрощенной демонстрации, не более того.

Что касается классификации, предложенной реально выдающимся деятелем российского образования Л.И.Евенко, она в полной мере отвечает выше обозначенной цели. Понятно, что авторский экспертный взгляд Леонида Ивановича, несмотря на его очевидные достоинства, был высказан десять лет тому назад. С учетом реалий столь быстро меняющегося мира бизнеса он, разумеется, мог бы быть сегодня существенно скорректирован, но это - прерогатива самого автора.

Полагал бы, что, говоря о современных российских трендах на рынке программ МВА, следовало бы ориентироваться на известные стандарты, например, стандарты АМВА.  По сути программа МВА это - фундаментально-базовый ликбез в области управленческого образования для практиков управления, не имеющих соответствующего базового управленческого образования.

Исходя из выше изложенного можно определить три группы программ МВА предлагаемых на российском рынке:

  1. Программы созданные и реализуемые в рамках международно принятых стандартов. Полагаю, что не более 10% отечественных программ МВА можно отнести этой категории. В остальные программы, близкие к стандарту, но ему не полностью отвечающие поделил бы примерно поровну:

  2. Вузовская академическая магистратура, называемая МВА исключительно в угоду рынку. Основные объективные недостатки - недостаточная управленческая опытность слушателей, чрезмерный академизм, отсутствие преподавателей -практиков бизнеса.

  3. «Прикладные» программы с полным отсутствием академического фундамента с упором исключительно на «преподавателей» из бизнеса.

Повторюсь две выше упомянутые категории программ можно отнести к программам МВА с большой натяжкой по разным, но вполне очевидным причинам.

На этом можно было бы и остановиться, но, увы, не позволяет профессиональная щепетильность.

Есть еще два больших сегмента, о которых следует упомянуть:

1. Отечественный рынок буквально перенасыщен мини, микро и проч.  эрзац МВА, не имеющими собственно к МВА НИКАКОГО отношения. В данном случае имеем, увы, циничный обман рынка. Понятно, что такие даже самые хорошие программы существенно ниже по уровню по сравнению с МВА. Не случайно, если АМВА видит в списке программ образовательного заведения наряду с нормальными программами МВА такого рода программы, никакой речи об аккредитации любых программ данного провайдера не может быть и речи.

2. Другая группа программ стоящих по сути выше программ МВА это программы ЕМВА. Их тоже не вполне корректно относить к программам МВА, т.к. ни по структуре, ни по продолжительности, ни по перечню дисциплин они совершенно не соответствуют стандартам МВА.  Это (при высоком качестве) -тоже весьма фундаментальные программы, но для руководителей-практикой с большим опытом и высокой управленческой позицией. Отсюда и требования к таким программам совершенно другие.

В завершении хотел бы отметить, уверен, что любые управленческие программы, востребованные рынком, безусловно имеют право на существование. Чем больше их будет и чем разнообразнее они будут, тем лучше для бизнеса. А вот все подряд программы продавать под популярным брендом МВА просто аморально с точки зрения бизнес-этики".


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования