Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


15.02.2020 / Сергей Мухин, MBA.SU
Источник: MBA.SU

Навыки soft и hard на МВА в 2023 году: на что больше смещается фокус?

Навыки soft и hard на МВА в 2023 году: на что больше смещается фокус?

В недавнем интервью сайту объединения менеджеров один из коллег по "цеху" бизнес-образования сообщил, что его бизнес-школа в запросах слушателей фиксирует "смещение фокуса с soft skills на hard skills". Нам эта информация показалась интересной, в том числе, и как повод поговорить о том, как меняются запросы слушателей в 2022-2023 г.

Расхожий тезис о том, что кризисные периоды должны вызывать бОльший интерес к методикам и технологиям, в ущерб мягким навыкам, представляется несколько сомнительным. Бесспорно, основой программы МВА исторически составляют hard skills, но с 2005 года, когда AACSB International призвала к включению в программы бизнес-школ большего количества коммуникативных, лидерских и межличностных навыков, появился блок soft skills, который по всеобщему мнению является важнейшим.

Представляется - хотя вопрос, возможно, дискуссионный и все зависит от установок и ресурсов конкретной бизнес-школы - что значимость и объем обучения soft skills не может снижаться за счет увеличения объема преподавания hard skills. Тут как баланс не поддерживай, чего-то больше, а чего-то меньше. Более того, возможно, он даже должен увеличиться во время непростых экономических ситуаций поскольку именно в такие моменты критически возрастает коммуникативная и лидерская роль руководителя. 

Большое число исследований показывает, что социальные навыки, также называемые «критическими навыками», необходимые для эффективного общения, решения проблем, сотрудничества и организации, становятся все более важными для успеха.

Согласно результатам опроса работодателей Financial Times, наиболее желательными для работодателя являются следующие качества кандидата:

  • способность оказывать влияние на других
  • стратегическое мышление
  • драйв и стабильность
  • способность работать в команде
  • способность работать с разными типами людей
  • способность решать сложные проблемы
  • умение расставлять приоритеты
  • способность строить поддерживать и развивать социальные сети
  • умение обучать других, быть внутренним коучем для подчиненных
  • умение анализировать big data
  • умение эффективно управлять своим временем

В отчете об исследовании отмечалось, что пять наиболее важных навыков были не основными предметами MBA, такими как финансы и маркетинг, а качествами, или т. наз. навыками межличностного общения. Исследования показывают, что существует довольно большой рызрыв между навыками и умениями, которые, по мнению работодателей, являются важными и их удовлетворенностью существующими качествами у собственных менеджеров. И наибольший разрыв наблюдается как раз в части soft skills, которые многие бизнес-школы считают менее важными.

Из практики известно, что довольно большое число менеджеров, поступивших на МВА, поначалу полагает, что им нужны исключительно знания, ведь каждый из них довольно успешен в своей деятельности. А тратить время на "лирику" (soft skills) многие из них считают излишним. Однако уже первые деловые игры в стенах бизнес-школы показывают, что эта сторона искусства управленца хромает у многих. Более опытные слушатели программ Executive MBA приходят в бизнес-школу, во-многом, для того, чтобы подтянуть именно soft-skills, поскольку собственные hard skills уних не вызывают особых вопросов.

Ряд коллег высказали свое мнение о росте значения soft skills, описывая тренды 2023 года в декабрьской статье РБК. Вот они:

«Значимым трендом, вытекающим из особенностей непрогнозируемого и турбулентного состояния бизнес-среды, по мнению Маргариты Перепелицы [декан Центра международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС (бренд Кingston/ РАНХиГС) - прим. моё] станет концентрация на вопросах взаимодействия психологии и бизнеса, стрессоустойчивости лидеров, способностей к построению успешных команд для решения оперативных и стратегических задач, умению выстраивать правильные коммуникации с сотрудниками, партнерами. С этим согласен Федор Федоров, исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС. Он предвидит дальнейшее усиление роли мягких навыков в MBA-программах: тайм-менеджмент, практики развития креативного мышления, критическое осмысление управленческих решений. В МИРБИС эти темы, по словам Федорова, пронизывают не только программы, но и дополнительные мероприятия (мастер-классы, конференции и другие)».

Мы решили подробнее спроcить у руководителей бизнес-школ о том, наблюдают ли они в запросах слушателей смещение фокуса с soft skills на hard skills и о том, что их слушатели считают наиболе важным в программе МВА.

Директор Бизнес-школы УрФУ Лариса Малышева:

«Особой смены фокуса я не наблюдаю. Как обычно, одним нужны методы удержания и вовлечения персонала, другим - стратегия, третьим - масштабирование в условиях госзаказа, четвертым - финансы, макроэкономика и т.д. Всегда ценятся лучшие практики, доведенные до принципов и инструментов, конкретика, рабочие концепции и бизнес-модели, алгоритмы и технологии.Как обычно, нужны границы применимости для любых концепций. Например, конвейер Форда отлично подходит для масштабирования в условиях госзаказа, а бирюзовая организация актуальна для поиска идей и НИОКР, а в других случаях вредна... И т.п.»

Директор Высшей школы бизнеса ГУУ Алла Канке на вопрос какие курсы программы МВА сейчас наиболее востребованы слушателями, отвечает:

«На этот вопрос очень хорошо отвечают выпускники, члены нашего МВА клуба. В первую очередь, они желают заново прокачать soft skills. Тем более, что все наслышаны о новых вариантах содержания этого блока и новых преподавателях. Это, я бы сказала, абсолютно другое понимание софтов, некая «высшая математика», порой сложная, но безумно интересная. Происходит не просто активация потенциала лидера\руководителя, как оператора хаотического мира, но дается инструментарий для управления и развития различных параметров мышления (продуктивность, креативность, визуализация, интуиция, системность, критическое мышление и др.).

Наши выпускники с удовольствием посещают и hard дисциплины программы МВА (общий и стратегический менеджмент, финансы, УЧР), прекрасно понимая, что качество и уровень этих обязательных дисциплин несколько раз пересмотрен и актуализирован».

Директор программы МВА ИБДА РАНХиГС Вероника Коцоева говорит:

«Конечно, во все времена сохраняется запрос на развитие коммуникативных навыков, что вполне понятно - человек, который не умеет коммуницировать с самыми разными людьми, вряд ли сможет быть успешным руководителем. Поэтому устойчивый интерес к - управлению конфликтами, умению вести переговоры, лидерству и т.п. Но коммуникативные навыки развиваются не только во время прохождения этих курсов.

На протяжении всей программы с самого начала, с тренинга по «Формированию команды», на разных курсах слушателям приходится участвовать в командной работе, обсуждениях, подготовке презентаций, деловых играх. Все это, безусловно, способствует развитию умения взаимодействовать, договариваться, сотрудничать. В наше динамичное время, в условиях стрессовых изменений, конечно, привлекают внимание - управление изменениями и стресс-менеджмент, гибкие технологии управления, agile, стратегия голубого океана, стартап-проекты. Стремление к поиску новых идей для бизнеса, развитию предпринимательского мышления - еще одна насущная потребность.».


С этими и другими мнениями руководителей бизнес-школ по наиболее востребованным курсам программы МВА можно ознакомиться в разделе "Статьи и мнения"

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования