Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС


18.09.2023 / Лариса Малышева, директор Бизнес-школы УрФу
Источник: MBA.SU

Необходимо перейти к гибкому управлению содержанием программы МВА и ее реализацией

Необходимо перейти к гибкому управлению содержанием программы МВА и ее реализацией

Исследовательская группа портала "MBA в Москве и России" (MBA.SU) проследила динамику изменения основных показателей удовлетворенности выпускников обучением на MBA за последние шесть лет.

Данные представляют собой средние показатели по бизнес-школам, выпускники которых участвовали в опросах. В этом списке все крупные российские бизнес-школы, совокупно дающие 92-98% рынка программ MBA и Executive MBA.

Рассматривая полученные данные, как повод поговорить о том, что российские бизнес-школы могли бы предпринять, чтобы чтобы удовлетворенность от МВА стала выше и соответствовала ожиданиям для, мы попросили прокомментировать их доктора экономических наук, профессора Ларису Анатольевну Малышеву, директора Бизнес-школы Уральского Федерального Университета, лидера Точки кипения - Екатеринбург. Вот ее мнение.

«Из графика следует, что, начиная с 2019 года доходы выпускников МВА начали падать, карьерного роста нет, количество деловых связей уменьшилось, личный рост и профессиональное развитие приостановились. С 2021 во всех показателях наметился небольшой рост, кроме доходов.

Причины понятны. Пандемия, самоизоляция в 2020 году привели к переходу многих программ в не очень подготовленный онлайн либо приостановке программ до окончания вынужденного карантина. В 2022 добавились геополитические причины, которые привели к закрытию рынков, разрыву логистических цепочек, оттоку кадров и другим, что повлияло на финансовое положение предприятий, появлению новых срочных задач, решений для которых в программах МВА не было.

Снижение доходов предприятий закономерно привело к снижению доходов выпускников МВА.
Виновата ли в этом программа? Скорее всего, нет. Появились новые вызовы, потребности и запросы, которые бизнес-школам стоит учитывать.

Что мы делали в Бизнес-школе УрФУ, и что имеет смысл делать в любой непонятной ситуации?

1. Не забывать, что программа МВА разрабатывалась для других условий, комплексно и системно ориентировалась на развитие бизнеса в конкурентной среде. Большинство учебных планов выстроено хоть и модульно, но линейно, каскадно.

Если взять за основу модель Кеневин (Cynefin)* для выбора оптимального способа решения задач в разных условиях, то МВА решала сложные задачи в условиях медленных изменений. Сейчас мы столкнулись с динамическими изменениями и появлению хаотических задач. Что требует других инструментов и организации обучения. Фактически, от каскадного построения программы имеет смысл перейти к более коротким спринтам с понятным продуктовым результатом на каждом шаге. То есть перейти к гибкому управлению содержанием программы и ее реализацией.

Например, в программе МВА Бизнес-школы УрФУ выделены три спринта по типу Run-Change-Disrupt: оптимизация компании, цифровизация компании, запуск цифрового стартапа. Для каждого спринта свои инструменты и подходы. Поэтому дисциплины Стратегия, Финансы, Маркетинг, Управление персоналом и др. ведутся в программе три раза с разными преподавателями, целями и задачами. Могут быть еще более короткие спринты, в ходе которых можно получить ответы на вопросы и быстро внедряемые решения.

2. Вовлекать слушателей в развитие программы. С помощью бизнес-визитов, очных и виртуальных стажировок, обмена лучшими практиками, развития межрегиональных связей, преподавания, трекинга проектов, наставничества и прочих.

3. Реализовывать реальные проекты и решать сложные задачи. Могут быть консалтинговые, социальные, исследовательские - для получения опыта решения проблем в изменившихся условиях. Не развлекать, не заигрывать со слушателями, но вовлекать, создавать возможности для самореализации.

4. Ориентироваться на результат обучения, а не процесс и связанную с ним посещаемость, результаты тестирования, рефераты и прочие. Перенести акцент на деятельность, продукты и достижения, а не знания, которые являются ресурсом.

5. Развивать сообщества и экосистемы внутри и за пределами программы, приглашая в разного рода события, конференции, исследования, обсуждения.

6. Развивать программу, с учетом собственной специализации, уникальных наработок и ресурсов, деловых связей и платформенных решений. Использовать все технические и технологические решения, включая нейросети и искусственный интеллект.

7. Ориентировать на сотрудничество и взаимодействие, а не конкуренцию.

8. Обогатить программу МВА лучшими российскими практиками, которые у нас точно есть!»

* Примечание. Модель «Кеневин» (Cynefin framework) - инструмент для определения оптимального способа управления в системе с учетом степени ее сложности. Cynefin в переводе с английского означает «среда обитания» или «ареал». В модели «Кеневин» выделено пять типов систем: простые, сложные, запутанные, хаотичные, неопределенные или беспорядочные.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования