Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


XIII Народный рейтинг бизнес-школ России - 2022 (MBA.SU)

Народный рейтинг бизнес-школ 2022

"Ведомости Санкт-Петербург", 7 сентября 2022 г.

По теме эффективности программы Master of Business Administration (МВА) для успешного ведения бизнеса в России сломано много копий. Во времена экономических и политических пертурбаций всегда обострялась  дискуссия о полезности/ неполезности МВА. И хотя профессионалами отечественного рынка бизнес-образования и успешными выпускниками бизнес-школ уже приведено много веских доказательств в поддержку МВА, хор голосов, «не читавших Пастернака, но осуждающих его», в отношении МВА достаточно громок.

Информационно-справочный портал по МВА - «МВА в Москве и России» (MBA.SU), начиная с 2010 года, при поддержке ведущих российских СМИ, предлагает слушать тех, кто знает про МВА не понаслышке, а на собственном опыте - выпускников МВА и EMBA. Народный рейтинг бизнес-школ, созданный MBA.SU и основанный на результатах ежегодных опросов выпускников программ MBA/Executive MBA, позволяет с высокой степенью достоверности оценить удовлетворенность обучением.

Опрос 2022 года, как и предыдущие, проводился способом краудфайндинга, при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ и Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО); к участию в нём приглашались выпускники всех бизнес-школ, осуществляющих наборы на программы МВА и EMBA. В бизнес-образовании принято оценивать результат обучения на МВА (доход и карьера)  минимум через два года после окончания бизнес-школы, поэтому были опрошены выпускники, завершившие свои программы в период с 2018 по 2020 год.

Рейтинг оценивает степень удовлетворенности выпускников программами MBA и EMBA по четырем показателям: рост дохода, карьерный рост, деловые связи, а также - личностное и профессиональное развитие.

В опросе MBA.SU приняли участие 1400 выпускников MBA и EMBA. Выпускники представляли 44 бизнес-школы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока. Вместе эти участники представляли не менее 96 процентов текущего национального рынка программ MBA и EMBA в России, что даёт полное представление о текущем состоянии рынка.

Из них владельцы бизнеса составили 17%, топ-менеджеры - 32%, менеджеры среднего звена -36%, линейные менеджеры и специалисты - 14%, прочие- 1%.

В мире принято считать главной ценностью МВА два связанных между собой параметра: рост дохода и карьерный рост, притом, что первый из них является основным. Рост дохода учитывается всеми мировыми рейтингами бизнес-школ, и это главное, ради чего люди идут на МВА.

По данным MBA.SU, доходы менеджеров среднего звена после МВА в среднем выросли на 74%, менеджеров высшего звена -на 64%, владельцев бизнеса -на107%. Даже случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода в среднем, на 30-40%.

Помимо вышеприведенных показателей, мы попросили выпускников оценить эффективность своего обучения на МВА, исходя из соотношения потраченного времени и денег к полученному результату.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
МВА/EMBA
отлично (существенно превосходит ожидания) 49%
отлично (превосходит ожидания) 19%
отлично 17%
хорошо 9%
удовлетворительно 4%
неудовлетворительно 2%

Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.

МЕСТО
2022
БИЗНЕС-ШКОЛА
Сумма баллов
Удовлетворенность обучением,
балл
МЕСТО
2021
рост
дохода
(max10)
карьер-
ный
рост
(max10)
полез-
ность
связей
(max 3,3)

личное
и профес-
сиональ-
ное
развитие
(max 6,7)
1
Московская школа управления "Сколково" 23,72 7,06 7,30 2,91 6,45 1
Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
23,59 7,09 7,40 2,67 6,43 1
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП 23,38 7,00 7,26 2,57 6,55 1
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета 23,24 6,81 7,50 2,56 6,37 1
Высшая школа бизнеса Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 23,22 6,50 7,82 2,62 6,28 2
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС
23,19 6,89 7,46 2,60 6,24 1
2
Центр программ MBA, DBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ 22,12 6,92 6,98 2,06 6,16 3
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
22,09 6,35 6,84 2,48 6,42 2
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета 22,08 6,35 6,86 2,57 6,30 3
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС 22,05 6,32 7,05 2,62 6,05 2
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 21,85 6,28 7,11 2,38 6,08 4
Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (ГУУ) 21,81 6,30 6,92 2,44 6,15 2
3
Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 21,48 6,68 6,46 2,29 6,05 3
Бизнес-школа Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина 21,44 6,58 6,63 2,31 5,92 5
Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России 21,44 5,74 7,04 2,74 5,92 4
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 21,41 6,40
6,69 2,29 6,03 4
4
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 21,11 5,81 7,05 2,25 6,00 5
Академия «Технологий доверия» (бывш. Академия PwC) 21,10 5,79 7,12 2,37 5,82 5
Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ 21,06 5,58 7,10 2,49 5,89 4
5
Академия управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета 20,75 5,17 6,77 2,75 6,06 8
Бизнес-школа АМИ 20,75 5,38 2,61 6,24 5,86 5
Центр развития компетенций в области бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ 20,73 5,51 6,93 2,33 5,96 4
Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ 20,68 5,58 6,57 2,34 6,19 5
Плехановская школа бизнеса «Integral» Российского Экономического университета им. Г.В. Плеханова 20,67 5,37 6,96 2,21 6,13 6
6
Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета 20,35 5,15 6,75 2,21 6,24 7
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления 20,30 5,15 6,57 2,60 5,98 8
Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф.Устинова 20,26 5,11 6,91 2,51 5,73 6
Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС 20,23 5,29 6,43 2,59 5,92 7
Школа бизнеса «Синергия» 20,16 5,59 5,86 2,60 6,11 6
7
Международный институт менеджмента ЛИНК 19,84 5,07 6,96 1,78 6,03 6
Банковский институт НИУ ВШЭ 19,83 5,50 6,40 2,23 5,70 7
Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС 19,82 5,00 6,67 2,57 5,58 -
8
Центр развития компетенций в управлении проектами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ 19,25 5,18 6,00 2,28 5,79 7
Высшая школа международного бизнеса Самарского университета
19,14 4,80 6,00 2,38 5,96 7
9
Moscow Business School 18,48 5,08 5,83 1,75 5,82 9
City Business School 18,47 5,15 5,65 1,77 5,90 8
10
Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли 18,16 5,00 5,92 1,88 5,36 10
Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета Дружбы народов им. П.Лумумбы 18,07 4,91 5,91 2,13 5,12 9

Методика

Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:

1. Рост дохода в течение 2-4 лет после окончания обучения
2. Карьерный рост после получения МВА
3. Уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе за время обучения
4. Уровень личного и профессионального развития, полученного в бизнес-школе.

Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы) были приняты следующими:

  • рост дохода и карьерный рост - 1,0
  • личное и профессиональное развитие - 0,67
  • деловые связи - 0,33

Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-школы, и последующего влияния критерия на результат от обучения.

Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:

Σ = ( R+C)/n + (P/n)*0,67 + (B/n)*0,33

где:

R - сумма оценок роста дохода
С - сумма оценок карьерного роста
P - сумма оценок личного и профессионального развития
В - сумма оценок деловых связей
n - количество анкет.



Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования