Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


08.07.2022 / Сергей Мухин
Источник: MBA.SU

"Кухня" МВА-2022 глазами выпускников бизнес-школ (часть 1)

Когда возникает тема МВА, внимание общества и СМИ, в основном, фокусируется на вопросах престижности диплома МВА тех или иных бизнес-школ, ценности степени МВА  и т.д. Качество образования на программах МВА, если и  обсуждается, то обычно, с точки зрения наличия популярных преподавателей, количества курсов/ проектов или стажировок. Более глубокое представление о «кухне» МВА  дают качественные показатели учебного процесса на МВА в бизнес-школах.

Портал «МВА в Москве и России» (mba.su) ежегодно замеряет показатели учебного процесса на МВА, основываясь на оценках выпускников МВА в ходе традиционных ежегодных опросов. Было опрошено 1400 выпускников МВА&EMBA из 45 бизнес-школ с февраля по май 2022 года.

Опрос этого года выявил мнение выпускников 2018-2020 гг. по следующим показателям:

  • содержание программы с точки зрения абсолютно новых знаний 
  • преподавательский состав 
  • практическая применимость знаний 
  • сложность выполненных проектов 
  • требовательность преподавателей 
  • степень вовлеченности слушателей в группе
  • онлайн-поддержка обучения со стороны бизнес-школы
  • доступность преподавателей и их помощь в освоении учебного материала

Оценки давались по десятибалльной шкале, результат - среднеарифметическое значение, округленное до десятых долей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Большинство выпускников (85%) оценили содержание программы, в той или иной степени, как новое для них. Это лишний раз подтверждает факт, что содержание программы МВА, построенной по классическим стандартам, дает слушателю баланс теоретических знаний и практических навыков. Утверждения ремесленников от бизнес-образования, что лекций не надо, а практика должна составлять 100%, несостоятельны, потому что без теоретических знаний и практика будет ущербна.

  • МШУ "Сколково" 9,8
  • ВШМ СПбГУ / ИБДА РАНХиГС 9,3
  • Бизнес-школа ИМИСП / МИРБИС 9,1
  • ЦЕНТР ПРОГРАММ МВА И DBA ВШБ ВШЭ / ФМП МВА ИОН РАНХиГС / ВШБ ГУУ 9,0

ВСЕ ОЦЕНКИ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ


ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Преподавателей выпускники МВА и ЕМВА обычно оценивают достаточно высоко (в целом, выше, чем например содержание программы). В ведущих бизнес-школах с большим числом слушателей такая оценка выше, т.к. желающих преподавать там много и отбираются самые лучшие.

Небольшие бизнес-школы, которые не могут похвастаться "звёздным" составом преподавателей, говорят о большом количестве экспертов из бизнеса. Эксперт - фигура важная с точки зрения новых практических знаний, однако он, как правило, не включен в учебный процесс, не владеет методикой преподавания и не отвечает за учебный результат.

Подавляющее число выпускников (90%) оценивают преподавательский состав своих бизнес-школ, как отличный, десятая часть - как хороший.

  • МШУ "Сколково" 9,9
  • МИРБИС 9,5
  • ЦЕНТР ПРОГРАММ МВА И DBA ВШБ ВШЭ / ИБДА РАНХиГС 9,4
  • Бизнес-школа ИМИСП / ФМП МВА ИОН РАНХиГС / ВШБ КФУ 9,3

ВСЕ ОЦЕНКИ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ


ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Большинство выпускников (84%) оценили практическую применимость полученных знаний на "отлично", 12% - "хорошо". Этот факт также противоречит расхожим высказываниям инфоцыган в СМИ о том, что знания, получаемые на МВА чисто теоретические, а выпускники, мол, сталкиваются с трудностью их применения на практике.

  • МШУ "Сколково" 9,4
  • Бизнес-школа ИМИСП / МИРБИС 9,2
  • ИБДА РАНХиГС 9,1
  • Бизнес-школа УрФУ / ФМП МВА ИОН РАНХИГС / ВШБ КФУ / Школа IT-менеджмента ИЭМИТ РАНХиГС 9,0

ВСЕ ОЦЕНКИ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ


СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ

Большинство проектов, выполняемых в течение обучения, тематически привязаны к изучению тех или иных дисциплин, и как правило, делаются на материале собственной компании. Это дает слушателю возможность уже в ходе обучения, менять взгляд на существующие в компании бизнес-процессы и предлагать более эффективные решения.

Большинство бизнес-школ предлагает своим слушателям проработать ключевые темы на примере собственной компании. В идее это правильно, но есть детали, влияющие на эффективность такого подхода. Идеальный вариант - если слушатель - владелец компании или топ-менеджер, т.е. лица, принимающие стратегические решения. Если слушатель - менеджер среднего звена или линейный менеджер с небольшими служебными полномочиями, ситуация сложнее. А если такой слушатель учится на МВА, не ставя в известность своё руководство, проверить знания на практике не получается. В этом случае бизнес-школа должна предоставить таким слушателям возможность практической проработки темы в составе группы на базе реальной компании кого-то из слушателей. Или подготовить учебный проект на базе партнерской компании. Все эти и другие варианты отработки навыков используются сильными бизнес-школами и требуют от них привлечения значительных ресурсов.

Бизнес-школы с ограниченными организационными и/или финансовыми возможностями вынуждены давать короткие задания, которые также часто называют «проектами» (бывали случаи, когда выпускники сообщали, что за время обучения они выполнили 20-25 проектов, что заведомо нереально). Поэтому параметр «сложность выполненных проектов» однозначно говорит о глубине проработки темы и качестве учебного процесса.

Важная тема - соответствие сложности проектов уровню подготовленности слушателей. "Сильные" слушатели оценивают проекты, как более простые. Как правило, слушатели МВА бывают недовольны легкими заданиями, если таковые случаются. На диаграмме виден больший, по сравнению с предыдущими, разброс оценок, что говорит о том, что небольшая часть (8%) бизнес-школ идет по пути снижения нагрузки на слушателей в отработке навыков самостоятельного применения полученных знаний.

  • МШУ "Сколково" / Бизнес-школа УрФУ 8,8
  • Бизнес-школа ИМИСП / ИБДА РАНХиГС 8,6
  • ФМП МВА ИОН РАНХИГС 8,5
  • ВШМ СПбГУ / ВШБ ГУУ 8,4

ВСЕ ОЦЕНКИ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ


"Кухня" МВА-2022 глазами выпускников бизнес-школ (часть 2)

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования