Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


25.03.2010 / А.Чекмарева
Источник: Slon.ru

Учеба в кризис – приятно, но непрактично

Карьерные консультанты часто советуют провести кризис за партой: трудоустраиваться во время спада в экономике сложнее, а вот учеба позволит укрепить свои позиции, когда кризис закончится. По просьбе Slon.ru портал SuperJob.ru спросил у 6000 россиян, учились ли они в прошлом году. Более четверти респондентов, действительно, проходили обучение, причем около половины поступили на новые курсы и программы.

Сторонники обучения во время кризиса в основном хотели повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Почти 50% опрошенных надеялись в результате повысить квалификацию, а пятая часть - сменить профессию. 11% учились просто потому, что появилось свободное время.

Более 70% учившихся в прошлом году более или менее довольны результатом. Это противоречит и обыденным представлениям о плохой работе отечественных учебных заведений, и различным исследованиям, показывающим, например, что высшее образование дает сравнительно небольшую прибавку к зарплате, а среднее специальное не дает практически ничего.

Опрошенные Slon.ru эксперты говорят, что спрос на образование в России вообще невысокий, а во время спада - тем более. Столь благодушное отношение респондентов к учебе объясняется прежде всего тем, что ни работодатели, ни работники никаких особых результатов от нее и не ждут.


Дополнительное образование - конечно, плюс для кандидата, но его отсутствие по-прежнему не является серьезным минусом, говорит глава группы компаний HeadHunter Юрий Вировец. Исключение - разве что финансисты и IT-специалисты, для которых значение курсов и программ повышения квалификации стало выше.

В этих отраслях специалисты зачастую сами оплачивают образование, поэтому и спрос на него выше, и слушатели стремятся получить от него больше. Но чаще российские работники попадают на учебные курсы и программы повышения квалификации за счет работодателя. Например, по другому недавнему опросу, 68% компаний в 2010 г. собираются обучать работников (в основном, правда, собственными силами - в кризис средств не хватает).

Консультант по продвижению интернет-магазинов Сергей Егорушкин и до кризиса, по его словам, тратил немало времени на дополнительное образование. Прослушав около десяти курсов в одной из московских бизнес-школ, он получил возможность пройти обучение во время кризиса бесплатно. И на занятиях Егорушкин нередко сталкивается с людьми, которые слушают лекции и получают сертификаты, но без какой-либо практической пользы: учатся они для галочки, по решению руководителя.

Часть работников проходит переобучение по программам службы занятости, за государственный счет. По декабрьскому опросу SuperJob.ru, 5% респондентов учились на таких курсах. В каждом регионе это несколько тысяч человек. Однако эти программы на практике оторваны от реальности и потребностей рынка труда.

В частности, по программам опережающего обучения предлагается сменить специальность или повысить квалификацию, но подпадают под них те, кому грозит увольнение. И главная задача этих программ - не помочь человеку найти новую работу, а помочь ему удержаться на рабочем месте. 99% прошедших переобучение остаются у прежнего работодателя, подтвердила Slon.ru специалист службы занятости населения Нижегородской области Ирина Морозова.

При этом специальности, по которым будет проходить обучение, выбирает сам работодатель, ориентируясь на собственные сиюминутные нужды, а не на ситуацию на рынке труда. Служба занятости может список не утвердить, но это бывает, по словам Морозовой, редко: служба стремится сохранить занятость.

Возникают и организационные проблемы. К примеру, в Североуральске работодатели определились со специальностями для переобучения, но были не готовы оплачивать проезд и проживание учеников в Челябинске. Кроме того, со времени подачи заявки до начала самих курсов зачастую проходит 2-3 месяца, а за это время ситуация и на предприятии, и в городе может поменяться.

Эффективность опережающего обучения проверить практически невозможно, говорит старший научный сотрудник Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Анна Лукьянова, которая анализировала антикризисные программы на рынке труда разных стран. Центры занятости отчитываются, сколько людей прошло переобучение, и где они сейчас. Но никто не знает, что с этими людьми произойдет, например, через год.

И все это, по словам Лукьяновой, не только российские проблемы: во многих странах навыки, полученные при переобучении в кризисный период, оказываются не востребованы. Поэтому учиться во время рецессии, конечно, можно, но возлагать особых надежд на это обучение не стоит.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования