Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


13.10.2020 / С.Мухин
Источник: MBA.SU

Узнаваемость брендов бизнес-школ на российском рынке бизнес-образования

В феврале-мае 2020 г. портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) провел ежегодный опрос выпускников бизнес-школ. Одним из вопросов анкеты значился вопрос, позволяющий оценить известность российских бизнес-школ их репутацию. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «В какой бизнес-школе, кроме собственной, Вы считали бы возможным получить МВА /Еxecutive МВА?» Вопрос был открытый, и назвать можно было только одну бизнес-школу. Таким образом, мы пытались не только определить высший уровень узнаваемости бренда или "top-of-mind", но и степень доверия к нему.

В опросе приняли участие 1260 выпускников программ MBA и Executive MBA из пятидесяти двух бизнес-школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова на Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока. Около половины (48%) участников опроса назвали себя топ-менеджерами; 25% - менеджерами среднего звена; 23% - владельцами бизнеса, остальные - линейными менеджерами.

Это исследование не претендует на абсолютную истину, и цифры здесь не столь принципиальны (отметим только, что известность брендов специализированных и региональных бизнес-школ предсказуемо ниже); более интересны соотношения между брендами.

Опрос проводился среди выпускников МВА, которые в силу обстоятельств, находятся в курсе темы обучения в бизнес-школе. Однако если соотнести полученные результаты с результатами опроса аудитории РБК (62,3% которой не учились в бизнес-школе) компанией "РБК Исследования рынков" (2019), можно обнаружить определенные параллели в восприятии брендов МШУ "Сколково" и крупнейших университетов. Хотя, в остальном "табель о рангах", естественно, другой, так как аудитория выпускников является более экспертной.

Общая ситуация за последние несколько лет не изменилась - многие бизнес-школы, по-прежнему, не видны из-под материнского зонтика. Лишь в половине случаев респонденты указали конкретные бизнес-школы (диаграмма). В отличие от западных университетских бизнес-школ, как правило, имеющих свои отчетливые и уважаемые бренды (а нередко и более весомые, чем бренд университета, например Open University Business School и Open University), в российской действительности большинство университетских администраций весьма сдержанно относится к попыткам своих бизнес-школ (факультетов) построить самостоятельный бренд, предпочитая укрепление бренда всего университета.

Тем самым, в восприятии людей стираются границы между высшим образованием для молодых студентов и бизнес-образованием для людей из бизнеса. Это, по нашему мнению, не идёт на пользу бизнес-школам, т.к. во многих случаях, воспоминания о степени практикоориентированности первого высшего образования не способствуют возвращению на тот же факультет (и зачастую - к тем же преподавателям), но уже на МВА. Справедливости ради надо отметить, что некоторые университетские бизнес-школы без особых собственных достижений (аккредитации, рейтинги, др.), сами используют бренд материнского университета в подкрепление собственного.

Пятую часть ответов составляют зонтичные бренды НИУ ВШЭ (10%) и РАНХиГС (11%). Это показатель того, что значительная часть даже такой продвинутой аудитории, как выпускники бизнес-школ, под мощными федеральными зонтичными брендами не различает, и не смогла указать ни одну конкретную бизнес-школу, работающую в этих материнских университетах. Для справки: в НИУ ВШЭ* и РАНХиГС - по девять бизнес-школ, в МГУ - шесть бизнес-школ; в РЭУ им. Плеханова – три бизнес-школы.

Опрос продемонстрировал лидерство независимых брендов, среди которых МШУ "Сколково" является самым упоминаемым брендом (таблица). Отметим что в первой пятерке, среди независимых бизнес-школ, третью позицию занимает государственный ИБДА РАНХиГС. Отметим также, что узнаваемость брендов ВШМ CПбГУ и ВШБ ГУУ по бизнес-образованию выше, чем у их материнских вузов.

Примечание: в пределах одинаковых значений школы расположены по алфавиту.

БИЗНЕС - ШКОЛА

%
упоминаний
Московская школа управления "Сколково" 16,0
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 6,3
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС 4,5
Стокгольмская школа экономики в России  (Санкт-Петербург - Москва) 2,3
Школа бизнеса ИМИСП (Санкт-Петербург) 1,7
Высшая школа бизнеса ГУУ 1,4
Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург) 1,2
Школа бизнеса "Синергия" 1,2
Высшая школа бизнеса МГУ 1,1
Факультет международных программ МВА ИОН РАНХиГС (с Kingston University London) 1,0
Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ 0,8
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета 0,7
Международный институт менеджмента ЛИНК 0,6
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ им. Плеханова
0,6
Высшая школа бизнес-информатики ВШЭ 0,5
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС
0,5
Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ
0,5
Школа IT-менеджмента РАНХиГС 0,5
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО 0,5
Экономический факультет МГУ 0,5
Бизнес-школа Уральского федерального университета (Екатеринбург) 0,5
Высшая экономическая школа СПбГЭУ (Санкт-Петербург) 0,5
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 0,5
Международная школа бизнеса Финуниверситета 0,5
Moscow Business School 0,5
Академия PwC 0,4
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ 0,4
Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург-Иркутск-Смоленск) 0,4
City Business School 0,4
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 0,3
Институт мировой экономики и бизнеса РУДН 0,3
Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС 0,2
Другие
2,7

Ответы выпускников можно расценивать, как доверие к бизнес школе и ее бренду, положительную оценку качества ее работы и репутации. Респонденты, которые не смогли указать ни одну бизнес-школу, продемонстрировали, что при поступлении в бизнес-школы они не занимались анализом альтернатив.

Выпускники также отвечали на вопрос, показывающий их отношение к обучению в иностранных бизнес-школах: «При наличии достаточных средств выбрали бы Вы школу бизнеса за рубежом»?

В 2017 году на такой же вопрос утвердительно ответили 44%, отрицательно – 25%, затруднились с ответом 31%. Таким образом, за три года число выпускников, позитивно относящихся к обучению в зарубежных бизнес-школах существенно возросло. Реально оно еще выше, т.к. часть отрицательно ответивших респондентов не имеет такой возможности по другим причинам - семейным или занятостью на работе.

* Примечание: С 1 сентября 2020 г., по крайней мере, шесть узнаваемых на рынке бизнес-школ ВШЭ были объединены в одну - Высшую школу бизнеса НИУ ВШЭ.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования