Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.02.2022 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

Как и зачем пишут дипломные проекты на МВА?

Стоит набрать в поисковой строке слова «что такое выпускная работа на МВА», как первые сто (а может, и больше - дальше смотреть не стал) ссылок будут точно на фирмы, пишущие дипломные работы МВА на заказ. Их количество свидетельствует о том, что спрос на такую услугу есть, хотя всем понятна бесполезность этого для самого выпускника - он не нарабатывает навыки исследования и не закрепляет знания, полученные в ходе обучения.

На финальное испытание слушателя программы МВА - выпускную аттестационную работу в рамках программы МВА выделяется от 250 до 350 часов общей трудоёмкости. Это составляет пятую-шестую часть всей программы МВА, и уже поэтому эта тема не может быть неинтересной. Попробуем разобраться, зачем и как пишутся дипломные работы на МВА.

Первое открытие - аттестационная работа МВА в бизнес-школе это - необязательно диплом. Согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" (ст.76, пп.14,15), форма итоговой аттестации самостоятельно определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, бизнес-школам предоставлена возможность самим решать, что из себя будет представлять итоговая аттестация. «Действительно, регулирующих документов в отношения дипломной работы МВА нет", - соглашается генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и генеральный директор НАСДОБР Наталья Евтихиева. Добавим, имеется в виду государственный уровень регулирования. «Диплом МВА» появляется на уровне саморегулирования участников рынка.

«Всё регулируется, во-первых, международными стандартами и, во-вторых, Требованиями к реализации программ МВА, принятыми НАСДОБР», - подтверждает Наталья Евтихиева. Действительно, пункт 7.17 «Национальных аккредитационных критериев и требований к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА» гласит: «Итоговая аттестация включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы, предусматривающей комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями (тематика работы не может быть узкоспециализированной)». На сегодняшний день аккредитацией НАСДОБР охвачены программы МВА 17 бизнес-школ, т.е. примерно пятая часть участников рынка бизнес-образования.

Итак, в российских бизнес-школах, по умолчанию, выпускная аттестационная работа на МВА является обязательной. За отказ от написания диплома МВА по любым основаниям следуют жесткие меры. Руководитель Бизнес-школы УрФУ Лариса Малышева говорит: «Если слушатель не написал дипломную работу, то мы его отчисляем по факту, как не выполнившего требования к программе. Слушатель может восстановиться в следующую группу и написать-защитить диплом». Отчисляют слушателей и в других бизнес-школах, не принимая во внимание такие доводы, как отсутствие времени или отсутствие надобности в подобной работе для бизнеса слушателя.

Вопрос в том, какие цели закладывает бизнес-школа в аттестационную работу на МВА. Дать слушателю возможность закрепить полученные знания навыком написания исследовательского проекта своими руками, побудить его написать масштабный консалтинговый проект, привлекая для этой деятельности других людей? Или формально завершить обучение красиво переплетенным фолиантом с текстом и графиками сторонних авторов, а по сути, никому ненужным трудом, который после защиты прямиком отправится в архив бизнес-школы? Выбор за слушателями, они люди взрослые, учатся для себя, если им надо - будут вкладываться, если нет времени или желания - подойдут к делу формально или защитятся в группе, за «паровозиком».

Большинство бизнес-школ предлагают слушателю самому найти тему для дипломного исследования. Этот вариант комфортнее для слушателя и проще для бизнес-школы. В этом случае у сильно занятого слушателя есть возможность позаимствовать материалы от подразделений своей компании, а если дипломник является ее руководителем, он может загрузить работой своих подчиненных, задача для него только в том, чтобы хорошо сделать презентацию перед аттестационной комиссией. Добросовестный дипломник все «пропашет» индивидуально, но есть случаи, когда одному не справиться, потому что в некоторых бизнес-школах объем работ по диплому МВА реально очень большой.

Рассказывает Лариса Малышева: «У нас [в бизнес-школе УрФУ] все пишут по своим компаниям полноценные консалтинговые отчеты в формате "Run-Change-Disrupt". Презентация слайдов на 120, состоит из инструментов и технологий. Три проекта: по стратегии развития, цифровизации и полноценному стартапу. Поскольку на МВА учатся руководители, то они сами себе ставят задачу и привлекают сотрудников в ходе реализации. Разрабатывается полноценная стратегия развития компании».

Интересно, что на родине МВА, в США далеко не во всех бизнес-школах на выходе предусмотрены диссертации МВА (thesis). А некоторые вообще предоставляют студентам право выбора, писать thesis или нет. Кажется, в этом есть рациональное зерно: человек сам определяет, нужны ему исследовательские навыки или нет. Если нет, тогда он просто проходит программу МВА и получает диплом. И напротив, если слушатель берется за выпускное исследование, то делает это для наработки собственных навыков и получения новых компетенций. Выпускница элитной программы full-time MBA Massachusetts Institute of Technology (MIT) для лидеров и профессионалов с большим опытом (в России она называлась бы Executive MBA) Ольга Егорова говорит: «В США степень МВА не требует написания дипломного проекта. Но диплом требуется для получения степени Master of Technology. Я имела возможность взять любую из этих квалификаций, потому что писала диплом добровольно из научного интереса. Это, безусловно, делается только своими руками».

Руководители программ МВА отечественных бизнес-школ обычно рассказывают, что в дипломной работе задействуются уже ранее выполненные слушателями отдельные мини-проекты по стратегии, маркетингу и финансам. Причем, слушатели, у которых нет темы или они не работают в бизнесе, имеют возможность присоединиться к тому, кто располагает реальной темой или может найти какую-либо информацию аналитического или статистического характера. Бывает, вклад присоединившихся в общую работу, выражается только в создании слайдов итоговой презентации. Понятно, что чем больше участников, тем меньшая нагрузка падает на каждого. В Высшей школе бизнеса ВШЭ в группу может входить до четырех человек, в Стокгольмской школе экономики в России - два.

Способ повысить результативность дипломной работы демонстрирует Высшая школа бизнеса ВШЭ, которая помогает своим дипломникам погрузиться в новую тему, не связанную с деятельностью их компаний. Так можно реально применить полученные знания. Руководитель программы МВА «Маркетинг и продажи» Николай Соустин рассказывает: «Выпускной (аттестационный) проект на МВА в нашей бизнес-школе это - консультационный проект. Мы принципиально не возражаем, но не рекомендуем делать проект по своему бизнесу, потому что наша задача состоит в том, чтобы слушатели могли погрузиться в абсолютно новую для них сферу, где можно применить полученные знания в области исследований. В противном случае, при написании дипломной работы на базе компании одного из слушателей, у него будет «замыленный» взгляд и, как правило, тот, кто в этой компании работает, тот весь диплом и напишет. Поэтому диплом в ВШБ ВШЭ пишется, как реальный проект для бизнеса, имеющего реальные проблемы реальные задачи».

Приведенные выше примеры организации написания слушателями дипломной работы на МВА в двух ведущих российских бизнес-школах, показывают неоспоримую пользу дипломной работы, которая выполнена на высоком уровне. Организация подобной работы требует от бизнес-школы больших ресурсов, и по плечу далеко не всем учебным заведениям, которые называют себя «бизнес-школой».

Подчеркну для тех, кто может воспринять этот материал, как попытку поставить под сомнение необходимость дипломной работы и, тем самым, обосновать снижение качества МВА-обучения. Дело обстоит ровно наоборот: качество обучения на МВА является безусловным приоритетом. Но оно не повышается за счет формального выполнения не всегда обоснованных ограничительных требований. Вот откуда берутся клиенты фирмочек по написанию дипломов МВА! На таких горе-выпускниках МВА и держится расхожий миф о том, что они «ничего практически не умеют».

Конечно, добросовестные бизнес-школы такого не допускают, конечно, инструментом повышения качества является серьезная аккредитация. Это понятно всем. Однако есть ли смысл навязывать слушателю выполнение аттестационной работы в обязательном порядке или стоит подойти более гибко, переложив полную ответственность за результат обучения на плечи самого слушателя?

Например, бизнес-школы США, не требующие дипломной работы или те, которые позволяют учащимся самим выбирать дипломную или недипломную работу, в качестве альтернативы могут предлагать другую курсовую работу по бизнесу или другие утвержденные факультативы. Некоторые школы позволяют кандидатам MBA писать статьи строго по результатам исследований или выбирать проект, не относящийся к дипломной работе. В таких случаях студенты могут создавать ориентированные на бизнес исследовательские проекты, такие как технико-экономические обоснования или решения организационных проблем, и наблюдать за результатами без обязательного написания статьи.

Какой подход лучше? Думаю, тут есть о чем поговорить профессионалам и выпускникам МВА. Одно ясно: не все так однозначно в этом, казалось бы, тривиальном вопросе.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования