Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
АКТУАЛЬНО: ПОЧЕМУ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ» ПРОДУКТЫ ВЫИГРЫВАЮТ У КОНКУРЕНТОВ? И ГДЕ ЗДЕСЬ МЕСТО ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЮ?
13.01.2021 / Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА
Источник: MBA.SU

Снизился ли реально "престиж диплома МВА в глазах работодателей"?



13 января РБК опубликовал материал «Престиж диплома MBA снизился в глазах российских работодателей», с аналогичными статьями выступили другие СМИ. Авторы статей, не разбираясь в предмете, который они обсуждают, и не давая слова другой стороне - представителям бизнес-школ, радостно констатируют: МВА - всё!

Все эти статьи основаны на одном источнике - январском исследовании Superjob.ru «Диплом MBA теряет вес в глазах работодателей». Очевидно, исследователи торопились приурочить результаты к Гайдаровскому форуму, который начинает свою работу завтра, 14 января, и в повестке которого стоят, в том числе, вопросы бизнес-образования. Иначе трудно объяснить выбор момента для опроса на тему МВА в стране, переживающей волну пандемии и непростую ситуацию в экономике: предновогодние дни и новогодние каникулы. Предыдущий опрос на эту тему был проведен пять с лишним лет назад.

Если неформально посмотреть на результаты исследования, можно увидеть, что они не подтверждают пессимистические заголовки. Важнейшие вопросы, на которые нет ответа: кого исследователи считают работодателями, сколько из них имеет степень МВА или знает о МВА, и какие, собственно, программы МВА работодатели имеют в виду (напомним, что с 2013 г. единый государственный стандарт МВА прекратил свое действие, и с этого момента содержание программы МВА каждое образовательное учреждение определяет самостоятельно).

Еще одна претензия к исследованию: сравнивать результаты опросов 2021 года с результатами опросов семилетней и уж тем более, десятилетней давности бессмысленно - на вопросы отвечали люди, находившиеся в совершенно разных, прежде всего, экономических, условиях. В нулевые и десятые годы спрос на МВА был ажиотажным, многие восприняли МВА как "волшебный ключик" от богатства; вузы любой направленности силами своих преподавателей бросились создавать свои бизнес-школы и программы МВА, а СМИ публиковали большое количество статей, посвященных этому новому еще явлению.

Сегодня ситуация иная: на рынке бизнес-образования остались только крепкие и профессиональные игроки, качественный МВА твердо занял свое место в общественном сознании, стал привычным явлением в менеджерском сообществе. Можно уверенно сказать, что сегодняшние программы МВА в серьезных бизнес-школах на голову выше своих предшественников десятилетней давности. Поэтому в подобных опросах важно спрашивать, когда руководитель закончил МВА и в каком учебном заведении /какой МВА получали его сотрудники или знакомые. Но для того, чтобы так спрашивать, нужно понимать предмет исследования не поверхностно, а этого мы в исследовании Суперджоба, к сожалению, не видим.

Вернемся к исследованию и остановимся на анализе последнего пятилетнего периода. Из таблицы 1 видно, что уверенные утвердительные ответы на этот вопрос в 2021 и 2015 году, абсолютно совпадают. На 5% стало меньше сомневающихся, но 60% управленцев среднего и высшего звена, с уровнем дохода от 150 тыс. рублей и выше, «по-прежнему считают диплом МВА дополнительным преимуществом при трудоустройстве». По-моему, это - прекрасный результат, несмотря на то, что исследование не дает ответа на важный в данной ситуации вопрос, насколько информированы остальные 40 процентов о том, что такое МВА.

Ответы 2015 и 2021 года на вопрос «что, в первую очередь, дает бизнес-образование (MBA/EMBA)?» (таблица 2) по трем показателям преимуществ очень близки (разница соизмерима с погрешностью измерения):

  • знания и навыки, необходимые для успешной работы – 2%
  • престиж в глазах работодателя, партнеров по бизнесу – практически совпадает – 1%
  • возможность работы в крупной/зарубежной компании – полностью совпадают.

То есть, в этом вопросе можно, не сильно погрешив против представленных данных, считать эти показатели разных лет равными.

Снижение доли ответов на вопрос о связях на 4 процента в опросе 2021 года говорит о том, что современные менеджеры больше ориентируются на собственные силы, и изначально не рассчитывают на решение своих проблем благодаря знакомствам. Хотя деловые и дружеские связи в среде слушателей бизнес-школ отрицать невозможно, и это - один из важных результатов обучения на МВА.

Таблица 3 на самом деле демонстрирует количество крупных/ зарубежных компаний с регулярным менеджментом, представленных в опросе; они понимают ценность знаний, которые даются слушателям МВА в бизнес-школах и знают, какие задачи способен решать обладатель степени МВА.

Ответы на вопрос об «преимуществе» МВА для занятия руководящей должности не удивляют, поскольку он поставлен некорректно. Правильнее было бы дополнить его словами «при прочих равных условиях», т.к. очевидно, что всегда первичным является опыт кандидата. Тем не менее, в таблице 4 таких ответов 20 процентов, т.е. так ответил каждый пятый сотрудник кадровых служб. Отдельный вопрос, насколько сотрудники кадровых служб информированы о МВА. Следовало бы задать им предварительно еще один: «Знаете ли вы, какими знаниями и навыками могут обладать выпускники МВА?»

Процент положительных ответов на оба вопроса в 2021 году практически такой же, как в 2015-м.

Что в итоге?

Приходится признать: результаты исследования не подтверждают критических изменений в отношении российских менеджеров к МВА за последние пять лет. Поэтому заявление о «потере веса диплома МВА в глазах работодателей», сделанное исследователями, можно считать, по крайней мере, недостаточно обоснованным.



 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования