❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ МВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
❸ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Неизвестно-чего-ищущие и MBA
В недавнем интервью президент РАБО Сергей Мясоедов сказал поразившую меня фразу - «У большинства нынешних студентов есть четыре проблемы, связанные с коммуникацией. Они не умеют грамотно говорить, не могут изложить свои идеи в виде презентации, не способны услышать выступление и вычленить суть, не знают, как переработать большое количество материала в небольшое эссе».
Речь шла о студентах вузов, но наблюдения за некоторой частью нынешних абитуриентов бизнес-школ приводят меня к мысли, что у многих менеджеров эти и другие проблемы так и остались нерешенными. Особенно это касается способностей вычленить суть вопроса из информационного массива, провести сопоставительный и ситуационный анализ, определиться с целеполаганием.
Мы стали все чаще получать запросы не про достоинства и недостатки отдельных программ МВА или рекомендации для поступления в те или иные бизнес-школы, а сообщения типа «Нужен МВА. Сроки? Диплом? Стоимость?». Первая мысль, что это кто-то из «очень занятых» руководителей, но попытки уточнить, чего, собственно, человек хотел бы от обучения, часто показывают, что кандидат и сам толком не понимает, зачем ему все это нужно. А предварительно собрать информацию, почитать, подумать? Неа.
Один из частых запросов в интернете «что такое МВА?» И это - на тридцатом году МВА в России, терриконов газетных и журнальных статей об МВА, сотен сайтов, FB, Википедии, наконец! Не могут вычленить суть или хотят сразу получить ответы на незаданные вопросы? Как же они будут дальше учиться на МВА? Обучение на этой программе преполагает значительный объем самостоятельной работы, в ходе которой должен быть освоен учебный материал, придется появить навыки анализа новой информации и способность осмысливать ее в ключе собственной практической деятельности. Или, по крайней мере, желание научиться делать это профессионально.
Обычно часть посетителей выставок по бизнес-образованию и дней открытых дверей в бизнес-школах составляют люди случайные или неизвестно-чего-ищущие. Базовая идея понятна - хочется заработать большие деньги, но лучше, чтобы без лишних телодвижений и побыстрее. По ощущениям, сегодня число таких людей, возникающих на горизонте российских бизнес-школ, существенно выросло. Хорошо, что пока их меньше, чем опытных и мотивированных менеджеров, которые точно знают, чего они хотят.