Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Мифы и заблуждения о MBA

Вокруг MBA создано достаточно много мифов и заблуждений. СМИ успешно тиражируют многие из них, форумы полны умозаключениями тех, кто никогда не учился в бизнес-школе, но знает все "досконально". Мы собрали самые распространенные.

МИФ 1: МВА лучше всего подходит тем, кто хочет работать в большой компании

МВА поможет достичь успеха практически в любой организации. В больших корпорациях, средних  и даже малых компаниях наверняка вы встретите много менеджеров, имеющих диплом МВА.

Некоторые получают МВА, чтобы начать собственный или управлять маленьким семейным бизнесом. Одно из лучших качеств образования МВА - его многосторонность. Вооружившись МВА, можно строить карьеру в самых разных отраслях промышленности и в различных типах организаций.

МВА - это не о больших корпорациях; это - о бизнесе.

МИФ 2: Все бизнес-школы похожи друг на друга

Бизнес-школы так же не похожи друг на друга, как не похожи друг на друга различные компании.
Как правило, выбирают бизнес-школы, где ожидают найти людей с похожим жизненным опытом и культурной основой.

Существует хороший способ проверить, способна ли бизнес-школа дать нужный вам опыт, - поговорите с представителями школы, слушателями и выпускниками. При этом не стоит слепо полагаться на рекомендацию кого-то из знакомых: если обучение подошло ему, это еще не значит, что подойдет вам. Есть масса примеров, когда выпускники, не слишком довольные обучением, рекомендуют свою бизнес-школу другим, поскольку или не представляют еще каких-либо других школ бизнеса, или считают, что они все одинаковы.


МИФ 3: Нужно быть действительно сильным в математике, чтобы преуспеть в программе МВА

Программы МВА учат аналитическому мышлению и основываются при этом на имеющихся у вас знаниях и  навыках. Средний человек с высшим образованием в состоянии овладеть срециальными курсами программы МВА. Даже бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, количественными методами.

МИФ 4: Нельзя идти учиться в бизнес-школу, если нет опыта работы в бизнесе

Здесь важен опыт работы как таковой, не обязательно в бизнес-структурах. Слушатели группы МВА обладают разным предшествующим образованием и опытом. Они привносят свой собственный опыт в занятия на МВА, что обогащает обучение и делает его более интересным и эффективным.Даже если у кого-то нет опыта работы в бизнесе, он сможет войти в процесс обучения, т.к. много заданий выполняется в группах.

В начале обучения при формирования группы МВА администрация учитывает различный профессиональный и культурный багаж и опыт слушателей. Задача - сформировать гармоничную аудиторию с хорошей совместимостью и обеспечить возможность взаимного обучения.


МИФ 5: Обучение на МВА отнимает много времени. Трудно полноценно работать и уделять внимание семье

Это верно, если исходить из затратной модели. Конечно, учение - тоже труд, но экономить время на себе? На обучение на МВА не должно быть жалко времени. На свое развитие жаль времени? На познавание нового, коллективное творчество, интересное общение, восторг от преодоления себя и решенных задач?

Если жаль, то такого менеджера стоит тоже пожалеть, наверное он слишком вжился в роль "трудоголика". Или не владеет навыками тайм-менеджмента, а этому тоже стоит научиться.

Те, кто смог рационально встроить обучение на МВА в свою жизнь, восторженно вспоминает о проведенном времени в бизнес-школе. Выпускники МВА на вручении дипломов жалеют о том, что эта программа подошла к концу и не понимают, куда деть теперь высвободившееся немалое время! Как оказывается, им всем всё удалось совместить, и работу, и детей, и личную жизнь, и путешествия.

***************

Выбор бизнес-школы непрост. СМИ и сами школы бизнеса постоянно создают и транслируют мифы о себе и конкурентах. Что-то из этого вы обязательно услышите.

МИФ 6: Школы бизнеса при государственных вузах изначально создавались по образу и подобию вузовского обучения: лекционная система обучения, преподаватели-теоретики. Поэтому образование в них до сих пор такое. А вот у нас...!

Конечно, инициаторами создания нового учебного заведения (бизнес-школы) должны были стать те, кто больше всего понимал в образовании, не сталевары же. Однако, создатели первых школ бизнеса, используя инфраструктуру материнских вузов, разрабатывали новые на тот момент для России программы МВА, широко используя зарубежный опыт.

К тому времени в западных бизнес-школах уже давно поняли, что учить людей с опытом работы в бизнесе нужно по-другому. В российских бизнес-школах доля преподавателей-практиков постоянно увеличивалась и сейчас достигает весьма внушительной величины. Главная роль преподавателя в программе МВА - роль модератора обсуждений. Поэтому разговоры про "лекционную систему, как в вузе" можно отнести, разве что, к суррогатным школам бизнеса.

В том, что бизнес-школа использует ресурсы материнского вуза тоже ничего плохого нет. Вообще бизнес-школа, для того, чтобы обеспечивать качественное обучение (оно не дешево!) должна обладать немалыми ресурсами, и на коленке, с тремя компьюерами и двумя фрилансерами бизнес-школу не создашь.

МИФ 7: Школы бизнеса при государственных вузах получают государственное финансирование, поэтому работают не в рыночных условиях, негибки, далеки от бизнеса, не демонстрируют активного творческого поиска. А вот мы работаем в условиях рыночной конкупенции!

Все школы бизнеса при государственных вузах работают на основе хозрасчета, т.е. на самофинансировании и, в этом смысле, ничем не отличаются от частных. Активный поиск, исследовательская деятиельность, создание новых программ от формы собственности не зависит, а зависит от людских и материальных ресурсов и грамотного менеджмента. Ну а степень близости бизнес-школы к бизнесу, особенно крупному, во многом, определяется числом крупных руководителей, которые эту бизнес-школу закончили. Ну и еще - связями ректора )).

МИФ 8: Программы МВА "других школ" дают лишь теоретические знания; там знания нельзя сразу использовать на практике. А вот у нас дают только практику!

Такая постановка вопроса вообще неверна: любой учебный процесс содержит теоретическую и практическую части. Причем, заведомо неизвестно, какая из них более нужна конкретному слушателю. Обычно, примерно представитель половины группы заявляет: "Мне практика не нужна, я ей занимаюсь на работе и собаку съел в своей отрасли. Мне базовых знаний не хватает, комбинаторики применения моделей и инструментов". Другая часть устами другого слушателя говорит: "Я теоретически хорошо подготовлен, много читаю, посещаю семинары и мастер-классы. Мне практических знаний не хватает!"

При любом нормальном обучении знания можно сразу применять на практике, никто не ждет окончания программы МВА. Для осмысления теоретических знаний  и их прктического применения служат курсовые работы и проекты, в которых слушатель анализирует свою бизнес-практику, а также - стажировки в российских и зарубежных компаниях.

МИФ 9: "Мы подготовили 125 тысяч менеджеров, у нас активных членов ассоциации выпускников 173 тысячи, поэтому наши программы МВА лучшие на рынке".

Подобными заявлениями полны материалы бизнес-школ. Но историю лучше оставить историкам. Кого и когда обучали не столь важно для вас, вы же пришли учиться именно сейчас. Школы бизнеса, как и театр, переживают разные периоды. Когда-то в Большой театр и на Таганку было не пробиться, а теперь пожалуйста. Вообще, практически любая школа бизнеса пятилетней давности - это совсем другая школа.

А выпускники, да еще если они активные - да, могут быть полезны. Только культура взаимопомощи между выпускниками МВА в наших школах (в отличие от  ведущих международных), к сожалению, не очень развита. Посты в Фейсбуке и взаимолайканье не считается. Среди выпускников "Сколково" существует моральное обязательство отвечать на обращение собрата, в лучшем случае, могут помочь. Но выпускников там пока немного и это закрытый клуб довольно состоятельных людей.

МИФ 10: «Наша бизнес-школа дает качественное образование, потому что она является членом международных ассоциаций ХХХ, YYY и ZZZ»

Членство в любых ассоциациях не имеет никакого отношения к качеству обучения.

Членство: платишь взносы, ездишь на конференции в разные страны мира, получаешь материалы в красивых папках.

Качество: аккредитованные содержание программ, методология, бизнес-процессы обучения в бизнес-школе и др. Бизнес-школа может быть даже членом престижных международных ассоциаций (AACSB AMBA и др.) и не иметь АККРЕДИТАЦИИ этих же ассоциаций.

МИФ 11: "Учиться на МВА нужно или за рубежом или в столице" (так говорят столичные бизнес-школы). "Если учиться в регионе, получите деловые связи с местным бизнес-сообществом; местные преподаватели лучше знают региональную специфику" (так говорят региональные бизнес-школы).

Если Вы живете в регионе и работаете в компании, наверняка и без участия бизнес-школы имеете деловые связи с местным бизнес-сообществом, поскольку у там, не в пример Москве, все друг друга знают гораздо лучше.

К тому же в ряде региональных учебных центров, в связи с падением платежеспособного спроса на МВА "обучают" по 4-5 человек в группе, что является прямым нарушением базового принципа МВА, предписывающего иметь в группе не менее 15 человек для эффективного взаимообмена опытом.

Хороших преподавательских кадров для бизнес-школ в регионах не так много, что косвенно подтверждает сама региональная бизнес-школа, презентующая на своем сайте в качестве "звезд" опять-таки московских преподавателей.

Разговоры о "региональной специфике" в большой степени надуманны - есть бизнес плохой, а есть - эффективный.

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования