■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
■ ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС
Учебный план МВА
Сегодня «программой МВА», к сожалению, можно назвать любой набор курсов, не обладающих внутренней логикой и не направленных на последовательное достижение определенного образовательного результата. Пиар-эффект достигается за счет широкого применения эпитетов: «авторская», «уникальная», «практическая» и т.д., и щедрых обещаний сделать будущих студентов успешными и богатыми.
Однако нужно помнить, что программа МВА - не «курс молодого бойца», содержащий «секретные и эффективные» рекомендации, а целостная, мировоззренческая программа для понимания и ведения бизнеса.
Корректный учебный план программы МВА является практической реализацией принципов построения программы, в соответствии с требованиями к общему содержанию, формам и условиям реализации программ МВА (см. Национальные аккредитационные критерии, НАСДОБР, 2015).
Некоторые бизнес-школы, не имеющие аккредитаций НАСДОБР (а также - аккредитаций «тройной короны») и потому формально не обязанные выполнять принятые требования, к составлению учебного плана относятся формально, избегая лишней конкретики и не желая связывать себе руки четкой регламентацией курсов (их объема и последовательности) учебных проектов и программ стажировок. Ведь обязательно найдется слушатель или целая группа, которая будет требовать от администрации бизнес-школы четкого выполнения заявленных условий (как это положено в бизнесе). Поэтому кое-где держат значительный штат юристов, работающих с претензиями слушателей.
Согласно национальным требованиям, целью программы МВА должна стать выработка личностных, межличностных и профессиональных навыков на уровне руководства и лидерства. Важно, чтобы слушатели могли применить концепции, полученные в ходе обучении на программе.
Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:
- концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации
- концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения
- теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.
- процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне
- макро-и микроэкономика
- влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы
- навыки управления изменениями
- политика бизнеса и стратегии
- лидерство и предпринимательство
- устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес- решений.
- современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.
- для обеспечения международного аспекта программы учебный план должен формировать понимание стилей управления и практики из разных регионов и культур, а также содержать разнообразные примеры и/или тематические исследования. Примеры должны охватывать диапазон от распространенных международных стандартов ведения бизнеса до локальных, местных норм.
- программа МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения.
- прикладной характер программ MBA требует определенного диапазона методов преподавания и обучения, которые включают в себя лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, самостоятельное чтение материала, индивидуальные и групповые проекты, дистанционное обучение (вебинары, интернет-конференции и др.), корпоративное обучение, обучение с наставником. Большая часть обучения имеет практическую основу.
Учебный план программы МВА-s должен предусматривать значительный объем внеаудиторной работы слушателей, обеспечивающий суммарную трудоемкость программы не менее 1800 часов (в том числе аудиторных занятий, не менее 650 часов). Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме.
ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
МВА «Стратегический менеджмент и управление организацией»
МВА «Информационные технологии»