Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024
НОВЫЕ РЕАЛИИ - НОВЫЕ ПРАВИЛА: РЕКТОР РАНХИГС АЛЕКСЕЙ КОМИССАРОВ - О ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКТОР МШУ "СКОЛКОВО" АЛЕКСАНДР КИМ: «ДЛЯ НАС ВАЖНЫ СТРАНА И МИР, НО СТРАНА - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»


10 неочевидных советов и инсайдов о том, как выбрать программу MBA и школу бизнеса

Итак, вы решили, что вам необходимо пройти курс или программу бизнес-образования. В интернете можно увидеть большое предложение различных бизнес курсов: от повышения квалификации и профпереподготовки до MBA и Executive MBA. Допустим, вы нашли свою программу в нескольких учебных заведениях. Куда пойти учиться, и на что стоит в первую очередь обратить внимание?

Совет 1. Выбирайте именно бизнес-школу

Да, именно, бизнес-школу, а не тренинговую фирму с зазывным сайтом, тремя сотрудниками и преподавателями на аутсорсе. Ответ лежит на поверхности - только бизнес-школа, как крупное образовательное учреждение, способна обеспечить качественное бизнес образование, поскольку имеет стандарт процедур, выстроенные бизнес-процессы, методически выверенный учебный материал, стабильный контингент преподавателей, наконец, бренд и репутацию.

Но бизнес школ тоже много, и они довольно разные. Есть такие, что забрасывают электронные почтовые ящики своими предложениями с "феноменальными" скидками, "уникальными" программами и, естественно, "гуру"-преподавателями.

Совет 2. Бизнес-школа и её материнский вуз - не одно и то же.

Часто люди считают, что если вуз известный и входит в топ каких-нибудь списков, то и бизнес-школа при нём по умолчанию столь же хороша. Это совсем не очевидно. Преподавательский состав бизнес-школы и вуза должен качественно различаться, потому, что учить зелёных студентов и взрослых людей с опытом работы в бизнесе - разные вещи. Бывает, что вуз - сильный, а бизнес-школа - не очень. Если бизнес-школа при вузе не имеет самостоятельности в вопросах менеджмента, финансов и формирования преподавательского состава, велика вероятность, что вас ждут лекции и семинары вузовского образца с вузовскими же преподавателями. Но вы ведь это уже проходили?

Совет 3. Проверьте наличие лицензии и аккредитации

Государственная лицензия бизнес школы - необходимое условие начала разговора. Нет лицензии - разворачивайтесь и уходите. С аккредитацией - ситуация другая. Действующее законодательство не требует аккредитации для программ МВА. Однако, аккредитация программы МВА - важнейший показатель ее качества. Ответственные бизнес-школы проходят аккредитацию добровольно, российскую - НАСДОБР или международную. Высший пилотаж - когда школа бизнеса получает серьезную международную аккредитацию, их три: AMBA, AACSB, EFMD - подробнее. Свидетельства об аккредитации других ассоциаций (их в мире очень много) пусть не очень вас обольщают.

Не ведитесь также и на дипломы участников выставок, сертификатами членства в разных организациях и благодарностями десятилетней давности, которыми у нас любят завешивать стены коридоров. Ведь для вас важно только то, что имеет непосредственное отношение к процессу обучения, причем, в настоящее время.

выбор программы MBA

Совет 5. Посмотрите на рейтинги бизнес-школ

Позиции в рейтингах бизнес школ, как правило, являются отправной точкой для сбора информации о бизнес школе и ее программах. Можно как угодно относиться к рейтингам, но факт остаётся фактом - плохая бизнес-школа в него не попадет. Одиннадцать лет, с 2010 г. существует авторитетный национальный рейтинг бизнес-школ, который ежегодно составляется порталом MBA.SU - Народный рейтинг MBA.SU.

Некоторые бизнес-школы хвастаются позициями в рэнкинге Eduniversal, выдавая это за мировое признание. Это не совсем так: цена ему у серьёзных профессионалов известна, зарубежного работодателя таким не впечатлить, а для российского - это вообще ни о чём. Напротив, рейтинги Financial Times программ MBA&EMBA и бизнес-школ в целом, заслуживают внимания и доверия. В последнее время российские бизнес-школы начинают занимать в них неплохие позиции. Благодаря рейтингам можно очертить круг интересующих бизнес-школ.

Совет 6. Изучите учебный план программы.

Содержание программы неразрывно связано с преподавателями. Часто администрация бизнес-школы при составлении программы идёт от преподавателя и от того курса, который он может читать, поскольку не всегда владеет экспертизой предметов, которые необходимы слушателям. Следствием такого подхода являются пересечения содержания в курсах разных преподавателей или присутствие морально устаревших курсов. Оцените, насколько совокупность заявленных курсов и продолжительность их изучения соответствует вашим представлениям о желаемых знаниях. Пример учебного плана МВА по финансам.

Совет 7. Кто реально будет преподавать на программе?

Наверняка вы уже к этому моменту почитали CV преподавателей на сайте бизнес-школы и вас это впечатлило. При разговоре в приемной комиссии бизнес школы уточните, кто именно из иконостаса титулованных преподавателей и известных практиков будет вести занятия конкретно у вас на программе. Не исключено, что самых знаменитых вы и не увидите. Насторожитесь, если будете в приёмной комиссии получать уклончивые ответы.

алгоритм выблра бизнес-школы

Совет 8. Ознакомьтесь с учебными пособиями и проектами

Если в приёмной комиссии вам предлагают только буклеты и копии дипломов/ сертификатов, это нехороший сигнал. В серьезной школе вам покажут авторские учебные пособия, учебники преподавателей бизнес-школы. Отдельная тема - проекты, выполненные студентами бизнес-школы - их нужно попросить посмотреть. Не пожалейте времени, полистайте внимательно, обычно можно оценить уровень работы. Написана она по лекалу а-ля вузовский диплом или включает реальные исследования и практические выводы.

Совет 9. Почитайте, что о пишут о бизнес-школе

Показательно, в каком контексте упоминается бизнес-школа и ее преподаватели в СМИ. Естественно, нужно различать дежурные сообщения и существенную информацию. Во втором случае это могут быть новые программы, концепции, статьи преподавателей, результаты круглых столов, дискуссий. Чтобы было понятно: бизнес-школа реализует себя, как аккумулятор уникального бизнес-опыта, исследователь и генератор нового. Поэтому и результат ее деятельности должен быть соответствующим.

Но если все усилия школы направлены на маркетинг, если она описывает себя и свои программы как что-то исключительное, трясет сертификатами, обещает немыслимые результаты и соблазняет неимоверными скидками - включите стоп-сигнал. Серьезные бизнес-школы с хорошей репутацией так себя не ведут.

Совет 10. Отзывы и рекомендации выпускников

С отзывами непросто. На сайтах бизнес-школ вас ждет подборка хвалебных отзывов. Понятно, бизнес-школы не склонны выставлять критические отзывы. На дне открытых дверей или презентации на выставке вам представят успешного выпускника, который расскажет, как всё было здорово. Может, покритикует чуть-чуть за что-нибудь безобидное, типа, надо было бы дисциплину пожестче. Независимых отзывов выпускников в интернете мало,  На нашем портале их можно почитать тут и тут.

Кому верить? Казалось бы, самый надёжный источник - друзья и знакомые. Но и тут не так всё просто. Представьте, сослуживец рекомендует вам свою бизнес-школу: всё было отлично, группа - сильная, преподаватели - классные. Возможно, все так и было, хотя кто будет ругать свою школу и, тем самым, ставить себя в позицию неудачника? Даже если ему всё понравилось, существует значительная вероятность того, что "точно такое же" у вас вряд ли получится.

Во-первых, состав группы будет точно другой, во-вторых, преподаватели могут поменяться. Бывали случаи, когда один и тот же преподаватель в разных группах воспринимался по-разному, в одной - на "ура", в другой - требовали его замены. В третьих, может измениться состав курсов, их продолжительность, стажировка, форматы занятий. Необязательно, в худшую сторону, может быть, и в лучшую. Нужно понимать: программа - живой продукт, она развивается, меняется, экспериментирует.

Многие бизнес-школы подчеркивают: подавляющее большинство поступает к ним по рекомендациям. Называются цифры 75-80-и даже 90 процентов. К этому нужно относиться с осторожностью. Возможно, часть этих цифр можно отнести на счет программ лояльности, типа "приведи друга и получи скидку". И главное, никто никогда не видит цифр тех, кто эту школу не порекомендовал (так называемая, "систематическая ошибка выжившего").

Вывод: выбор обучения - дело очень индивидуальное, анализируйте и выбирайте cами, не полагаясь ни на кого. Ваше будущее - в ваших руках.


Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования