■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
■ ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС
Ожидает ли нас рост числа программ онлайн-МВА?
Как пишет Юлия Жданова в статье "Онлайн-курсы готовятся к новым ученикам", на время карантина спрос на интернет-сервисы, в том числе образовательные, может кратно подняться.
"Впрочем, согласно исследованию «Яндекса» и NeoAnalytics, это произошло бы и без коронавируса. По оценкам экспертов, темпы роста российского рынка дистанционного обучения опережает динамику зарубежного. Уже в следующем году, полагают исследователи, его объем превысит 53 млрд руб. Для сравнения, в 2018 году этот показатель составлял менее 30 млрд. И это при том, что доля дистанционного обучения на внутреннем рынке бизнес-образования России в прошлом году составляла менее 1,5%. <..>
Несмотря на возросшую активность обучающих платформ, на российский рынок дистанционного обучения и интернет-курсов текущая ситуация с карантином может повлиять негативно.
В этом уверен уверен профессор, проректор по академическим вопросам бизнес-школы «Сколково» Евгений Каганер: «По большому счету, у нас сейчас сидят десятки миллионов людей, которые получают реально не очень хороший образовательный опыт онлайн. Их ожидания и их мнение о том, что такое онлайн-образование, сейчас во многом формируются как раз тем опытом, который был в экстренном порядке создан этой всей ситуацией и необходимостью образовательных учреждений очень быстро перейти в онлайн. Почему я говорю, что опыт не очень хороший? Потому что они совершили этот переход с точки зрения технологической, но не методологической».
По нашему мнению (что подтверждают отзывы), впечатление большого числа людей, прошедших через бизнес-обучение в дистанционном формате, осталось далеко не лучшим. Во многих случаях, техническая сторона дела явно опережает содержательную. Вот довольно типичные претензии слушателя онлайн-МВА:
- нет контакта или очень ограниченный контакт с другими слушателями
- нет нормального контакта с преподавателем, можно получить только краткие рецензии
- нет дискуссии между слушателями
- методические указания к проектам в общем виде
- видеоматериалы не дают исчерпывающего понимания темы
и т.д.
Апологеты концепции образования взрослых настаивают на том, что человек должен учиться самостоятельно, и с этим трудно спорить. Но в случае онлайн-образования часто это понимается совсем буквально: человека заваливают контентом, сиди-разбирайся. Это, от силы, 20% усвоения, и зачем тогда бизнес-школа? Давно известно, что можно сколько угодно смотреть видео с гуру менеджмента и бизнеса, но стать такими, как они, вряд ли получится, нужно дополнять аудио-визуальные форматы дискуссиями, практическим выполнением заданий (а не натаскиванием), обучением друг друга. МВА по определению предполагает интенсивный взаимообмен опытом и знаниями между слушателями, с одной стороны, и преподавателями - с другой.
Поэтому для создания качественной программы МВА в формате онлайн, недостаточно сделать интернет-платформу и заполнить ее тестами и видеоматериалами. Разработать качественную методологию онлайн-обучения на программе МВА очень трудно. Если нас и ждет рост числа программ онлайн-МВА, то его стоит ожидать со стороны классических бизнес-школ, располагающих значительным опытом, штатом квалифицированных преподавателей, и финансовыми ресурсами. Онлайн-бизнес-школам, расходующим средства на формирование дутого имиджа и удаление из интернета негативных отзывов об обучении, это вряд ли по плечу.
Сергей Кравцов