Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


31.07.2022 / Бурак И.Д., Куркова Д.Н.
Источник: Экономика образования, № 1, с. 61-75

Особенности восприятия работодателями российских программ МВА: вопросы ценности и ожиданий от выпускников

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Цель настоящего исследования - с помощью проведения качественного и количественного анализа выявить группы факторов, оказывающих влияние на отношение работодателей к российским программам уровня МВА и на ожидания работодателей от выпускников таких программ. Предмет - восприятие ценности российских программ МВА работодателями.

Исследовательские вопросы: 1. Каково отношения работодателей к формату программ МВА в целом? 2. Какими ожидаемыми характеристиками должен обладать выпускник программы МВА с точки зрения работодателей и какую дополнительную ценность компании ожидают от сотрудника с квалификацией МВА? 3. Сформирована ли готовность компаний платить сотрудникам большую зарплату за наличие диплома МВА?

Методология исследования

В качестве фокуса исследования мы определили воспринимаемую работодателями ценность российских программ МВА, которая представляет собой оценку предполагаемых выгод от найма или продвижения сотрудника с квалификацией МВА с учетом издержек на реализацию найма или продвижения. Эту ценность можно рассмотреть с точки зрения воспринимаемых выгод, которые сотрудник со степенью МВА может потенциально принести компании, и с точки зрения приращения человеческого капитала компании. Важно отметить, что воспринимаемые выгоды тесно связаны с брендом и репутацией программ МВА.

Для оценки отношения к бренду программ МВА будет использована трехкомпонентная модель, включающая когнитивный, аффективный и конативный компоненты. Первый компонент подразумевает то, что мы знаем о бренде, второй - то, что мы чувствуем, а последний - какова вероятность, что последуют поведенческие реакции на основании того, что мы знаем и чувствуем. Применительно к нашему объекту исследования, когнитивный компонент мы можем оценить через знание о существовании формата программ МВА, опыте взаимодействия с программами. Аффективный компонент может быть раскрыт через эмоциональное отношение и ассоциации с программами МВА. Конативный компонент раскрывается через поведенческие реакции, например намерение пойти обучаться по программе МВА, готовность рекомендовать.

Для оценки приращения человеческого капитала компании можно посмотреть на программу МВА в связке с той ценностью, которую работодатели воспринимают в отношении образовательной услуги. Так, мы можем обратиться к идеям работ Баруха и его коллег. Авторы исследовали ценность программ 2 МВА и доказали прямое влияние бизнес-образования на развитие человеческого капитала [Человеческий капитал - совокупность знаний, информации, идей и навыков, накопленных человеком (Беккер, 2002)].

В таблице 1 представлена связь компонентов человеческого капитала с той ценностью, которая потенциально может быть реализована в рамках программ МВА.

Таблица 1. Взаимосвязь компонентов структуры человеческого капитала и ценности программ МВА с точки зрения работодателей.

Человеческий капитал Потребительская ценность Пояснения
Схоластический Ценность обучения, связанная с объемом знаний и навыков, полученных в ходе обучения на программах МВА
  • Функциональные навыки
  • Мягкие навыки
  • Стратегическое видение, способ анализировать проблемы и принимать решения
  • Этика и международный опыт
Социальный Ценность обучения, связанная с потенциальными выгодами от знакомства и принадлежности к определенному сообществу
  • Развитие нетворкинга: профессиональные и личные связи
  • Профессиональная дискуссия и обмен
Культурный Ценность обучения, связанная ценностью, которую общество придает символам статуса и престижа степени МВА
  • Престиж
  • Профессиональный имидж
Внутренней ценности Ценность обучения, связанная с самосознанием, самооценкой, саморазвитием
  • Уверенность в себе
  • Удовлетворенность и личностный рост Мотивация к лидерству
Капитал рыночной стоимости Ценность обучения, связанная с возможностью увеличения вознаграждения обладателям степени МВА
  • Карьерное развитие
  • Рост доходов
  • «Ожидаемая карьерная безопасность»

  *составлено авторами

Дизайн исследования

Исследование в рамках настоящей работе строилось в два этапа. На первом этапе нами был проведен опрос среди представителей высшего руководства или HR-служб российских и международных компаний. Респондентам было предложено пройти онлайн анкетирование, которое было оформлено в сервисе google.docs. Анкета была разослана по базе директоров портала Executive.ru (https://www.e-xecutive.ru/). Анкета состоит из 3 блоков. В первом блоке респондентов просили заполнить карточку компании, в которой он работает, наличие личного опыта обучения по программе МВА и найма сотрудника с соответствующей степенью. Второй блок состоял из открытых вопросов, направленных на выявление отношений к квалификации МВА, а также ожидаемую ценность сотрудник с дипломом МВА для компании. В рамках третьего блока респондентов просили оценить по 5-балльной шкале Лайкерта (где 1 - категорически не согласен до 5 - безусловно согласен) свое отношение к ряду высказываний относительно тех качеств, которыми сотрудник со степенью МВА обладает в больше степени по сравнению с сотрудником без этой степени. Все вопросы содержали возможность написать свой вариант ответа, а также оставить развернутый комментарий в конце анкетирования. Анкета была оценена экспертами и скорректирована согласно их рекомендациям.

Было получено 38 полностью заполненных анкет. Говоря о характеристиках выборки, стоит отметить, что большинство респондентов являются представителями российских компаний (74,4%), 25,6% респондентов - представители международных компаний. Преимущественно головные офисы компаний респондентов располагаются в Москве (53,8%) и регионах РФ (35,9%), в то время как на головные офисы компаний, находящиеся за границей, приходится 10,3% ответов. 48,8% респондентов отметили, что работают в крупных компаниях с количеством сотрудников более 500 человек; в малом и среднем бизнесе - 30,7% и 20,5% респондентов соответственно.

Что касается отрасли, то состав выборки получился довольно разнообразным: в наибольшей степени были представлены производственная сфера и сфера информационных технологий (по 25,6% ответов респондентов), далее - финансовые и банковские услуги (12,8%) и 7,7% респондентов указали сферу торговли. Кроме того, по 2,6% респондентов трудятся в фармацевтической отрасли, в сфере интернет-маркетинга, в рекрутинговых агентствах, в строительстве и проектировании, в сфере транспорта и логистики, оказывают юридические услуги и др.

Поскольку настоящее исследование посвящено воспринимаемой ценности программ МВА, важным представляется уточнить опыт респондентов в этой области: участвовали ли они когда-либо сами в программах этого уровня и есть ли у них сотрудники с квалификацией МВА. 77% респондентов отметили, что в штате их компании есть сотрудники, получившие квалификацию МВА, у 18% респондентов таких сотрудников нет. Что касается личного опыта, то 59% респондентов являлись слушателями программы МВА, и среди них 56,4% респондентов оценивают его позитивно. Тем не менее, 23,1% респондентов, имеющих опыт участия в программах МВА, не может оценить его как позитивный. 

На втором этапе исследования были проведены экспертные интервью с представителями российских и зарубежных кадровых и рекрутинговых агентств. В качестве метода исследования было выбрано полу-структурированное телефонное интервью. Были опрошены три представителя кадровых агентств, которые представляют как российскую, так и международные компании. Сами эксперты не имеют личного опыта участия в программах уровня МВА в качестве слушателей, однако являются экспертами рынка труда и знакомы с идеей и форматом таких программ.

Результаты исследования

Для ответа на поставленные в настоящей работе исследовательские вопросы об общем отношении работодателей к формату программ МВА в целом, ожиданий от сотрудника со степенью МВА и ценности программ МВА для компании, мы попросили респондентов ответить на три открытых вопроса. Вначале мы попросили написать 3 слова, которые у них ассоциируются с МВА, далее мы попросили их описать ожидаемую ценность сотрудника с дипломом МВА для компании и ожидаемые профессиональные и личные качества сотрудника с квалификацией МВА. Данные слова мы привели к именительному падежу, ранжировали по степени встречаемости (таблица 2).

Таблица 2. Слова, ассоциируемые с программами МВА, ожидаемая ценность сотрудника с дипломом МВА для компании

Частота встречаемости Слова, ассоциируемые
с программами МВА
Ожидаемая ценность сотрудника с дипломом МВА для компании Профессиональные и личные качества сотрудника с квалификацией МВА
наиболее часто связи и нетворкинг эффективное решение профессиональных задач helicopter view (обобщающий взгляд)
достаточно часто развитие, знание, успех, престиж развитие, знание, успех, престиж ориентация на результат, системность мышления, лидерство, умение брать на себя ответственность
часто структурированность, лидерство повышение бизнес-результатов, повышение качества управления, никакую профессионализм, умение работать с командой, понимание кросс-функциональных связей в компании
достаточно редко управление, профессионализм, перспектива, компетенции, образование, стратегия управление командой цифровое мышление, аналитические способности, критическое мышление
редко международный уровень, модели, навыки, опыт, «nice-to-have» (не помешает иметь), успех, амбиции, высокомерность, высокая зарплата, бестолково, зрелость, разочарование самостоятельность, кругозор, мышление позитив, амбициозность, креативность, коммуникабельность, обучаемость

*составлено авторами

Ассоциации отражают восприятие программ МВА на рынке - то, что говорят о программе. Важным, на наш взгляд, выводом является то, что словаассоциации отражают все те компоненты человеческого капитала, которые были выделены нами по классификации Баруха ранее. Это говорит о том, что приращение человеческого капитала компании действительно имеет место при найме или продвижении сотрудника с квалификацией МВА при условии оправданности ожиданий работодателей.

Далее мы попросили выразить степень своего согласия/несогласия с высказыванием, что у сотрудников со степенью МВА по сравнению с сотрудниками без степени МВА лучше развиты: функциональная готовность (1), коммуникативные и лидерские качества (2), уверенность в себе, амбициозность целей, высокая самооценка (3). Результаты сравнения представлены на рисунке 1. [где 1 - категорически не согласен до 5 - безусловно согласен]

Рисунок 1 Восприятие сотрудников со степенью МВА по сравнению с сотрудниками без степени, %, составлено авторами

В целом, опрошенные респонденты ответили, что сотрудники со степенью МВА лучше функционально подготовлены, имеют более развитые коммуникативные навыки и уверенность в себе. При этом, как мы видим, только в категории амбициозность целей, высокая самооценка являются самыми ярко выраженными воспринимаемыми/ожидаемыми характеристиками. Это же совпадает и с результатами, представленными в таблице 1, где отображены ожидаемые характеристики/черты выпускника МВА.

При этом, мы можем наблюдать различия восприятия ценности сотрудника со степенью МВА по сравнению с сотрудниками без степени у работодателей разных по величине компаний (таблица 3).

Таблица 3. Различия в оценках у работодателей различных по величине компаний

Критерии оценки кандидата с дипломом МВА Работодатели
крупных компании
(500+ сотрудников), %
Работодатели
средних компании
(500-50 сотрудников), %
Работодатели
небольших предприятий компании
(до 50 сотрудников), %
Готовность к выполнению функциональной части работы 66 50 80
Развитие коммуникативных и лидерских качеств 72 58 77
Высокая самооценка, амбициозные цели и уверенность в себе 67 81 84

 *составлено авторами

Для ответа на последние исследовательский вопрос, мы попросили респондентов оценить готовность компаний нанимать сотрудников со степенью 7 МВА и платить им дополнительную премию. Результаты анкетирования показали, что только 5% компаний готовы платить дополнительную премию обладателям степени МВА, более 50%, платят эту премию, остальные 45% делают, учитывая дополнительные обстоятельства. Положительным результатом исследования стало то, что только 5,3% респондентов ответили, что у них лично или среди сотрудников компании есть негативные убеждения в отношении выпускников программ МВА.

Также в рамках нашего исследования поровну разделились сторонники и противники программ МВА, у которых спросили, выбрали бы они программу МВА, решая задачу получения управленческих компетенций для себя и своих сотрудников. Аргументами первых является отсутствие достойных альтернатив таким программам, они подчеркивают высокий уровень таких программ, отсутствие достойных альтернатив данному типу программ, ее высокую эффективность и нацеленность, как овладения широким управленческим взглядом, так и конкретных управленческих инструментов. Вторые же находят программы МВА устаревшими по формату и содержанию, недостаточно сфокусированными, оторванными от практики ведения реального бизнеса.

На втором этапе исследования в виде экспертных интервью были получены следующие результаты: во-первых, эксперты сошлись во мнении, что среди требований к соискателю на должность редко указывают наличие диплома МВА. Во-вторых, экспертами отмечена следующая ожидаемая ценность, которую сотрудник с квалификацией МВА мог бы принести компании: критическое осмысление проблем, общее понимание бизнес-процессов, более быстрый результат в деятельности, более широкий кругозор. Эксперты также подчеркнули, что «если это хорошая МВА программа, то это мотивированный сотрудник, который умеет добиваться результата, с хорошими связями и нормальными фреймворками». В-третьих, от выпускника МВА представители кадровых и рекрутинговых агентств ждут следующих профессиональных и личных качеств: зрелость, целеустремленность, ум, умение добиваться результата, широкий кругозор и круг общения. Одним из респондентов было отмечено, что сотрудник с квалификацией МВА должен обладать такими же профессиональными и личными качествами, как и сотрудник без MBA; разница лишь в том, что у него больше теоретической подготовки. Эксперты также отметили, что есть разница в восприятии работодателями российских и зарубежных программ МВА, причем не в пользу отечественных.

Разделились мнения респондентов в отношении предпочтений работодателями сотрудников с квалификацией МВА: один из экспертов считает, что работодатели готовы предлагать более высокую заработную плату или более высокую должность обладателям диплома МВА, другой - что не готовы, третий - что это зависит от компании и самой программы МВА. Таким образом, в ходе исследования были выявлены группы факторов, оказывающих влияние на восприятие работодателями ценности программ МВА и ожиданий от выпускников: отрасль компании работодателя, размер компании, удовлетворенность респондента опытом участия в программе МВА или найма/продвижения сотрудника с квалификацией МВА и позиция в компании самого респондента

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования