Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА МВА НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В ОЦЕНКАХ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ БИЗНЕС ШКОЛЫ?


XIV Народный рейтинг бизнес-школ России - 2023 (MBA.SU)

Народный рейтинг бизнес-школ 2023

Комментарии руководителей бизнес-школ к рейтингу - «Профи МВА об МВА»

Давно потеряли актуальность дискуссии на тему, дает ли МВА практические навыки. Утвердительный ответ известен. Сегодня даже отъявленные скептики признают, что флагманская программа делового образования - MBA является эффективным драйвером бизнеса и карьеры. Какие бизнес-школы в России стали лучшими? Новое исследование портала «MBA в Москве и России».

Исследование интернет-портала MBA.SU, представившего топ-30 российских бизнес-школ, построено исключительно на опросе выпускников программ MBA и Executive MBA. Результаты рейтинга отражают их удовлетворенность обучением. Первый Народный рейтинг MBA.SU был составлен в 2010 г., и с тех пор выходит ежегодно. Он является независимым и с высокой степенью объективности отражает текущую ситуацию в деловом образовании.

В связи с тем, что реально оценить результаты обучения на MBA возможно не ранее двух-трех лет после его завершения, опрашивались выпускники 2020-2021 гг. В опросе 2023 г. участвовали 928 человек, проходивших обучение в 39 бизнес-школах десяти регионов России и представляющих не менее 95% сегодняшнего национального рынка программ MBA и EMBA. Опрос проводился при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ и Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). В шорт-лист XIV Народного рейтинга включены бизнес-школы, от выпускников которых получено не менее 20 анкет.

В опросе участвовали выпускники программ MBA, имеющих разную стоимость - от недорогих онлайн- до премиальных очных программ. Мы не считаем, что цена программы является безоговорочным показателем ее качества, хотя роль, например, более компетентных и высокооплачиваемых преподавателей, а также более широкого ассортимента курсов и тренингов трудно оспорить. Одно очевидно: стоимость программы косвенно отражается на уровне аудитории и степени удовлетворенности выпускников полученными деловыми связями.

ДОХОДЫ И КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ


Согласно опросу, доходы менеджеров среднего звена после обучения по программе МВА в среднем выросли на 52%, менеджеров высшего звена - на 48%, а владельцев бизнеса - на 91% (рис. 1). Стоит отметить, что снижения заработков у слушателей не наблюдалось.

Рост дохода выпускников нередко сопровождается повышением должностного статуса. Наибольший карьерный рост показали менеджеры среднего звена - 55%, а также линейные менеджеры - 54% (рис. 2).

Структура аудитории МВА после обучения значительно изменилась, особенно в категориях менеджеров высшего и среднего звена. Доля первых увеличилась, а вторых - уменьшилась за счет перехода в более высокий статус.


СПЕЦИФИКА МОМЕНТА

Динамика изменений и усложнение среды ведения бизнеса всегда стимулируют перемены в бизнес-образовании в целом и программах МВА в частности.

Несмотря на турбулентность в экономике, спрос на качественное MBA-образование растет. Это подтверждают наблюдения не только ведущих столичных бизнес-школ, но и бизнес-школ Екатеринбурга и Новосибирска. Одновременно наблюдается снижение спроса на программы MBA нижнего ценового сегмента, из-за чего таким бизнес-школам, предлагающим такие программы, приходится вводить скидки, достигающие иногда 50% от стоимости программы.

Дефицит кадров, способных решать бизнес-задачи в новых условиях, вызывает повышенное внимание компаний к качественной подготовке своих менеджеров. Востребованы программы МВА, в которых учитываются последние изменения в экономике, новые модели ведения бизнеса, достижения ИT-технологий.

Вести обучение по лекалам даже пятилетней давности становится все более затруднительно.
Российское бизнес-образование находится в поиске новых смыслов и идей, которые позволят сделать его более эффективным в сложившихся экономических условиях.

XIV Народный рейтинг российских бизнес школ -2023 (MBA.SU)

Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.

МЕСТО
2023
БИЗНЕС-ШКОЛА
Сумма баллов
Удовлетворенность обучением,
балл
МЕСТО
2022
рост
дохода
(max10)
карьер-
ный
рост
(max10)
полез-
ность
связей
(max 3,3)

личное
и профес-
сиональ-
ное
развитие
(max 6,7)
1
Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
22,43 5,61 7,68 2,61 6,53 1
Московская школа управления "Сколково" 22,40 5,67 7,50 2,68 6,55 1
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) 22,37 5,56 7,60 2,64 6,57 1
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) 22,33 5,61 7,61 2,64 6,47 1
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС
22,29 5,50 7,65 2,63 6,51 1
2
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
21,93 5,50 7,46 2,48 6,49 2
Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
21,88 5,50 7,61 2,38 6,39 2
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) 5,40 7,54 2,51 6,43 2
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 21,86 5,50 7,53 2,51 6,32 2
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС 21,82 5,77 7,54 2,23 6,28 2
Высшая школа бизнеса Государственного университета управления 21,79 5,50 7,44 2,48 6,37 2
3 Бизнес-школа Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (Екатеринбург) 21,70 5,42 7,40 2,60 6,28 3
Бизнес-школа АМИ (Санкт-Петербург) 21,67 5,40 7,33 2,57 6,37 4
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 21,65 5,27
7,50 2,55 6,33 3
Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России 21,64 5,17 7,57 2,58 6,32 3

4
Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 21,29 5,24 7,31 2,45 6,29 3
Академия управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета 21,27 4,83 7,43 2,63 6,38 5
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 21,25 5,15 7,41 2,43 6,26 4
Плехановская школа бизнеса «Интеграл» Российского Экономического университета им. Г.В. Плеханова 21,20 5,15 7,38 2,39 6,28 5
Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ 21,16 5,09 7,36 2,43 6,28 4
5
Банковский институт НИУ ВШЭ 20,44 4,85 7,23 2,18 6,18 5
Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета 20,43 4,63 7,06 2,40 6,34 6
Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ 4,53 7,23 2,45 6,22 5
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Санкт-Петербург) 20,40 4,57 7,24 2,45 6,14 6
6
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск) 20,32 4,61 7,30 2,38 6,03 6
Академия «Технологий Доверия» (ранее - Академия PwC) 20,31 4,57 7,45 2,45 5,84 4
Русская школа управления 20,27 4,29 7,43 2,38 6,17 -
7
Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли 20,20 4,56 7,07 2,33 6,24 10
Высшая школа международного бизнеса Самарского университета (Самара) 20,16 4,30 7,44 2,39 6,03 8
City Business School 20,11 4,29 7,29 2,21 6,32 9

Методика

Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:

1. Рост дохода в течение 2-4 лет после окончания обучения
2. Карьерный рост после получения МВА
3. Уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе за время обучения
4. Уровень личного и профессионального развития, полученного в бизнес-школе.

Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы) были приняты следующими:

  • рост дохода и карьерный рост - 1,0
  • личное и профессиональное развитие - 0,67
  • деловые связи - 0,33

Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-школы, и последующего влияния критерия на результат от обучения.

Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:

Σ = ( R+C)/n + (P/n)*0,67 + (B/n)*0,33

где:

R - сумма оценок роста дохода
С - сумма оценок карьерного роста
P - сумма оценок личного и профессионального развития
В - сумма оценок деловых связей
n - количество анкет.

Оригинал статьи

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования